АГЕНТСТВО экономических новостей по заказу и с участием "Независимой газеты" продолжает регулярное исследование того, насколько эффективна работа представителей коммерческих и государственных структур, депутатов ФС, направленная на лоббирование проектов, которые отражают интересы определенных структур, отраслей, регионов или слоев общества. Речь идет о так называемом цивилизованном лоббировании, не подразумевающем подкуп чиновников или депутатов.
Настоящее исследование проводилось по итогам сентября текущего года. Шестьдесят восемь экспертов по 5-балльной системе определяли эффективность лоббирования около 190 претендентов - предпринимателей, политиков, чиновников, работа которых связана с лоббистской деятельностью. Причем средняя оценка, поставленная экспертами, соответствовала следующей эффективности лоббирования: от 0 до 1 - очень слабая, от 1 до 2 - слабая, от 2 до 3 - средняя, от 3 до 4 - сильная, от 4 до 5 - очень сильная. В группу экспертов вошли главные редакторы, руководители и экономические обозреватели ряда СМИ (В.Андриянов - "Трибуна", В.Кузьмичев - "Независимая газета", А.Кондратьев - ИД "Коммерсантъ", Б.Леонов - "Труд", Ш.Муладжанов - "Московская правда", С.Туранов - Агентство экономических новостей, С.Яковлев - "Коммерсантъ-деньги", Ю.Якутин - "Экономика и жизнь" и другие), руководители и представители государственных, научных, общественных и других организаций, сами лоббисты (М.Делягин - Институт глобализации, В.Ермаков - Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса, В.Желнин - Ассоциация рекламодателей, А.Зудин - Центр политических технологий, Ю.Любашевский - Независимый институт политических технологий, С.Марков - Институт политических исследований, М.Матыцин - реформ-клуб "Взаимодействие", А.Нечаев - Московский финансовый клуб, В.Никонов - фонд "Политика", И.Харичев - Центр прикладных избирательных технологий, В.Хомяков - Агентство региональной и прикладной политики), руководители и эксперты ряда крупных коммерческих структур.
Следует отметить, что мы используем понятие "лоббист" в том смысле, в котором оно уже сложилось в России. Лоббистом у нас называют того, кто успешно отстаивает определенные интересы - корпоративные, региональные, цеховые и т.д. Это понятие во многом аналогично применяющемуся политологическому термину "лидер групп интересов". Есть также узкопрофессиональное употребление термина "лоббист", принятое в Национальной ассоциации лоббистов. Оно применяется к тому, кто проводит отдельно оплачиваемую лоббистскую работу по внешнему заказу.
Напомним, что мы относим лоббистов к трем "весовым категориям". Первая - это первые лица коммерческих, государственных и политических структур. Все они в большей или меньшей степени занимаются лоббированием, но с разной эффективностью. Вторая - это региональные лидеры. Большая часть их работы состоит в выстраивании взаимоотношений с Центром, которые во многом влияют на эффективность лоббирования различных проектов, связанных с конкретным регионом. Это особенно касается финансовых вопросов, от которых зависят бюджеты регионов, возможность выплаты зарплаты и т.д. Третью группу мы условно назвали "лоббисты-профессионалы". В нее входят известные предприниматели и политические деятели, которые, обладая большими связями, умело использует их для лоббирования интересов близких к ним структур. К этой группе мы также отнесли руководителей крупных общественных объединений, работа которых по определению направлена на лоббирование интересов определенных структур или слоев общества (например, Ассоциация российских банков, Торгово-промышленная палата РФ и т.д.). В эту номинацию вошли также депутаты, которые отличаются постоянством в лоббировании. В ней не представлены депутаты, которые под влиянием различных факторов, в основном конъюнктурного или коммерческого характера, могут лоббировать любые проекты, так как подобная деятельность не входит в рамки цивилизованного лоббирования. Поэтому в качестве претендентов не рассматриваются, в частности, некоторые "всеядные" руководители фракций.
Разделение лоббистов на категории в некоторых случаях носит условный характер. Но так как критерии оценки и шкала одинаковы для всех категорий, то легко сравнить абсолютные величины эффективности лоббирования представителей любых номинаций. Результаты исследования представлены в трех таблицах.
Одним из событий, повлиявших на рейтинг региональных лидеров в "отчетном" месяце, стало формирование президиума Госсовета. Наблюдатели считают, что он может стать удобной лоббистской площадкой для региональных лидеров, которые имеют возможность напрямую контактировать с президентом и решать проблемы своих регионов. Поэтому не удивительно, что практически у всех членов президиума Госсовета после его первого заседания повысился рейтинг. Напомним, что в него вошли губернатор Хабаровского края Виктор Ишаев, председатель госсовета Дагестана Магомедали Магомедов, губернатор Тюменской области Леонид Рокецкий, губернатор Томской области Виктор Кресс, губернатор Санкт-Петербурга Владимир Яковлев, мэр Москвы Юрий Лужков, президент Татарстана Минтимер Шаймиев. Некоторые члены президиума дали понять, что могут предпочесть новый совещательный орган при президенте Совету Федерации. Это не могло не привести к снижению рейтинга спикера последнего, Егора Строева, который тем не менее сохранил третье место в своей номинации.
Другой лоббистской интригой месяца, как мы предсказывали, стала главная приватизационная сделка года - аукцион по ОНАКО. Роман Абрамович приложил немало усилий для того, чтобы обеспечить альянс "Сибнефти" с ЮКОСом и "Стройтрансгазом", которому все предсказывали победу в аукционе, однако конкурс выиграла Тюменская нефтяная компания. Вероятно, это стало причиной того, что рейтинг Абрамовича снизился, а Германа Хана (ТНК) - увеличился. Однако интрига еще остается, так как 40% акций "Оренбургнефти" - основного добывающего предприятия ОНАКО - сейчас принадлежит "Сибнефти". Позицию ТНК, судя по всему, поддерживает губернатор Оренбургской области Алексей Чернышев, который заявил о том, что "Оренбургнефть" не должна дробиться, а ее активы выводиться за пределы области.
Снижение рейтинга Абрамовича позволило Борису Березовскому вернуть себе лидерство в номинации "профессионалов". По-видимому, эксперты посчитали удачным ходом передачу Березовским контролируемых им 49% акций ОРТ в управление представителям творческой интеллигенции. Также со СМИ связано увеличение рейтинга Глеба Павловского (Фонд эффективной политики). Дело в том, что он стал инициатором и идеологом создания интернет-сайта strana.ru, который претендует на то, чтобы стать информационной службой национального масштаба.
В этой же номинации изменился рейтинг у вице-премьеров федерального правительства Виктора Христенко и Алексея Кудрина. Ухудшение позиций первого может быть следствием того, что он неудачно лоббировал создание в федеральных округах представительств кабинета министров, которые могли бы напрямую контактировать с наместниками президента. Рейтинг Алексея Кудрина, наоборот, возрос. Он, судя по ряду публикаций, рассматривается в качестве одного из основных претендентов на пост главы кабинета, причем это назначение якобы лоббируется Анатолием Чубайсом.
Интересно отметить, что конфликт с властями, приведший к снижению рейтинга политической влиятельности Владимира Гусинского, практически не повлиял на его лоббистский рейтинг в номинации "первых лиц". Может быть, это связано с большими лоббистскими усилиями, предпринимаемыми им для того, чтобы заручиться поддержкой за рубежом, прежде всего у известных американских политиков. Рейтинг другого фигуранта скандала вокруг "Медиа-МОСТа", министра по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Михаила Лесина даже несколько увеличился. Сохранение им министерского поста, несмотря на упомянутый скандал, говорит о хороших лоббистских возможностях Лесина.
В этой же номинации понизился рейтинг главы Центробанка Виктора Геращенко. Дело в том, что в сентябре в Государственную Думу поступило заключение президента РФ на поправки депутатов в Закон "О Банке России", предполагающее существенное ограничение независимости Центрального банка. Естественно, при этом снижается его роль в проведении денежно-кредитной политики.
Можно отметить первое появление в рейтинге Сергея Леонтьева (Пробизнесбанк), который считается одним из ведущих лоббистов среди руководителей так называемых рыночных банков. Являясь председателем Комитета по реструктуризации банковской системы АРБ, он лоббирует ряд законопроектов, касающихся банковской деятельности, а также собственную концепцию реформирования банковского сектора.