ПРЕДСТАВИТЕЛИ ряда нефтяных компаний считают сырым и преждевременным проект федерального закона "О регулировании использования нефтяного (попутного) газа", который планируется внести на рассмотрение Госдумы, заявил президент нефтяного клуба "Афины" Эдуард Грушевенко. По его словам, в законопроекте не найден баланс интересов между производителями попутного газа и Сибирско-Уральской нефтегазохимической компанией "СИБУР", владеющей основными мощностями по переработке этого сырья. "Уклон идет в пользу "СИБУРа", который, вероятно, подготовил или инициировал подготовку этого законопроекта", - сказал Эдуард Грушевенко. Он также отметил, что нынешняя цена на попутный газ, которую устанавливает государство, делает нерентабельным его поставки на предприятия "СИБУРа".
Сейчас нефтяные компании в значительной мере дотируют добычу НПГ и его поставки на газоперерабатывающие предприятия. Продукты его переработки используются для коммунально-бытовых нужд (сжиженньй газ), а также в нефтехимии (широкая фракция легких углеводородов). Эти потоки необходимо разделить и сохранить дотации только на ту часть газа, которая реализуется населению, считает Эдуард Грушевенко. Принявшие участие в брифинге представители нефтяных компаний "Сургутнефтегаз", "ЛУКОЙЛ" и Тюменской нефтяной компании (ТНК) также выступили с критикой законопроекта.
По мнению директора департамента "Сургутнефтегаза" Юрия Вершинникова, этим законопроектом "СИБУР" решает свои экономические интересы, прикрываясь защитой окружающей среды. "Между нефтяными компаниями и "СИБУРом" всегда велась борьба за уровень цен на НПГ", - сказал он. Себестоимость, скажем, сургутского НПГ составляет сейчас около 250 рублей за тысячу кубометров. При этом его транспортировка поднимает цену вдвое. Максимальная же цена на НПГ установлена правительством в диапазоне - "до 150 рублей". Реально "СИБУР" оплатит от 55 до 120 рублей за тысячу "кубов", - отметил Юрий Вершинников.
По его словам, законопроект о НПГ не учитывает мнений нефтяных компаний, он лишь отвечает интересам монополиста, каковым в данном случае является "СИБУР". В частности, в законопроекте нет связи затрат на утилизацию попутного газа с ценой, не учитывается увеличение затрат на добычу на скважинах, где присутствует не только нефть, но и попутный газ (скважина с попутным газом обходится нефтяной компании на 20-25% дороже). При этом невозможно на новых месторождениях сразу установить норму утилизации НПГ в 95%, как того требует законопроект. В целом Юрий Вершинников сомневается в необходимости принятия специального закона о НПГ.
К этому мнению присоединился и начальник Управления использования ресурсов нефтяного и природного газа НК "ЛУКОЙЛ" Владимир Астахов. Он полагает, что цена на попутный газ не может регулироваться рыночными отношениями, а должна формироваться на принципах государственного регулирования до тех пор, пока нефтяные компании не создадут собственную инфраструктуру для переработки газа. По мнению Астахова, справедливая цена на попутный газ должна составлять порядка 40 долл. за тысячу кубометров. Как отметил Астахов, "ЛУКОЙЛ" планирует развивать (лишь бы не связываться с "СИБУРом") собственное производство электроэнергии и моторных масел, используя НПГ. Кроме того, внедряются установки подготовки НПГ (как и в других компаниях) для сдачи его в систему магистральных газопроводов.
По словам вице-президента ТНК Вячеслава Тимченко, закон о попутном газе имеет право на существование. Хотя странно то, что до сих пор нет других законов - о нефти, газе или угле, алюминии например. В этих условиях закон о НПГ выглядит преждевременным. Гораздо правильнее было бы внести коррективы в закон о газоснабжении или о недрах с учетом мнения всех заинтересованных сторон. Но прежде всего, отметил Тимченко, необходимо скорректировать в сторону увеличения текущую цену покупки попутного газа.
Как сообщили в Минэнерго, государство не может принудить "СИБУР" поставлять сжиженный газ для коммунально-бытовых нужд по фиксированным ценам. Вертикальная интеграция предприятий нефтехимии в этой компании позволяет без ущерба для ее деятельности игнорировать задания Минэнерго на поставку топлива населению. Напомню, что Минэнерго начало устанавливать балансовые задания на поставку сжиженного газа для коммунально-бытовых нужд в декабре 1999 года. Только при его выполнении компаниям разрешается экспорт этого топлива. В Минэнерго пояснили, что "СИБУР" не экспортирует сжиженный газ, а перерабатывает его на нефтехимических предприятиях и вывозит за рубеж продукцию более глубокой переработки. В настоящее время на нее установлены низкие ставки вывозных таможенных пошлин или таковые отсутствуют. "СИБУР" контролирует производство около 300 тыс. тонн сжиженных газов в месяц, что составляет половину объемов, производимых в России. По данным Минэнерго, "СИБУР" не выполняет балансовые задания на поставку сжиженных газов для коммунально-бытовых нужд. Так, в сентябре текущего года компания поставила газа населению лишь 73% установленных объемов, остальное было направлено на входящие в структуру "СИБУРа" нефтехимические предприятия.