РУКОВОДСТВО РАО "ЕЭС России" своим заявлением агентству "Интерфакс" от 25 октября 2000 г., что к концу года они будут платить деньгами за электроэнергию, произведенную на атомных электростанциях, не более 65%, фактически официально подтвердило избранную ими политику двойных стандартов в оплате "своей" и "чужой" электроэнергии.
17 октября 2000 г. на парламентских слушаниях глава РАО "ЕЭС России" Анатолий Чубайс заявил, что сбор денежных средств с потребителей уже давно достиг уровня 100% стоимости электроэнергии. Это позволяет РАО производить расчеты с поставщиками угля, газа и нефтепродуктов в виде авансовых платежей исключительно денежными средствами.
Тем не менее атомным электростанциям за поставленную электроэнергию РАО "ЕЭС России" намеревается платить только 65% "живыми" деньгами, и то к концу года, считая своим достижением повышение доли "живых" денег в оплате услуг атомщиков с 14% в январе до 57% в сентябре 2000 г.
Однако только для компенсации затрат на безопасное производство электроэнергии на атомных станциях необходимо получить деньгами не менее 70% средств, входящих в структуру цены на электроэнергию.
Генерирующие предприятия Минатома России поставили в сети РАО "ЕЭС России" 108,8% электрической энергии в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. В то же время расчеты денежными средствами за поставленную электроэнергию генерирующими предприятиями Минатома России в сети РАО "ЕЭС России" за 9 месяцев 2000 г. составили 37,7%. Не оплачена в 2000 г. поставленная электроэнергия на сумму 749 млн. руб. При этом общая задолженность РАО "ЕЭС России" перед концерном "Росэнергоатом" составила более 13 млрд. руб.
Более того, РАО "ЕЭС России" отказывается от своих обязательств по организации расчетов за экспорт электроэнергии с генерирующими предприятиями Минатома России. Концерну "Росэнергоатом" было отказано даже в предоставлении необходимой информации по контракту на поставки электроэнергии через Белоруссию и Польшу в Германию и по контракту на поставки электроэнергии в Латвию. В результате не были заключены соответствующие агентские договора, что не позволило генерирующим предприятиям Минатома России получить причитающуюся им валютную выручку.
Учитывая важность выполнения задач по несению нагрузки в период осенне-зимнего максимума 2000/2001 г., концерн "Росэнергоатом" неоднократно предлагал РАО "ЕЭС России" пересмотреть дискриминационные четырехсторонние соглашения и выйти на паритетный уровень расчетов за электроэнергию федеральными энергогенерирующими предприятиями (атомными электростанциями). Однако никакого ответа не получено.
Складывается парадоксальная ситуация, когда частная энергетическая компания, монопольно владеющая всеми энергосетями страны, изменяет правила игры на рынке электроэнергии по своему усмотрению и навязывает их государственным атомным электростанциям, обещая только к концу года выйти на уровень оплаты 65% "живыми" деньгами. Именно из-за такой дискриминационной системы оплаты атомные электростанции, традиционно несущие максимум энергетической нагрузки в стране в период осенне-зимнего максимума, не успели закончить ремонтные кампании и перегрузку ядерного топлива, что в преддверии обещанной синоптиками холодной зимы вызывает вполне обоснованные опасения в отношении бесперебойного снабжения электроэнергией ее потребителей.