ДОСТАТОЧНО хорошо известно, что принять закон, пусть даже и самый прогрессивный, мало - нужно, чтобы этот закон еще и действовал. Нередко случается, что проблемы, которые сначала кажутся мелкими, "техническими" срывают реализацию довольно важных законодательных актов. С 1 января 2001 года в России вступают в силу четыре главы второй части Налогового кодекса. Новые правила касаются не только налогоплательщиков, но и налоговиков, которые сейчас разрабатывают порядок реализации кодекса. Налоговый кодекс стал документом прямого действия, и теперь налоговые органы лишатся права выпускать инструкции, разъясняющие текст закона и обязательные для налогоплательщиков. Однако им все же придется разработать немало документов, определяющих порядок начисления и сбора налогов по новым ставкам.
Особенно много хлопот ведомству Геннадия Букаева доставит введение единого социального налога. Если НДС, акцизы или подоходный налог являются уже привычными направлениями работы МНС, то социальный налог возник на месте страховых платежей в целый ряд внебюджетных фондов и министерству придется с нуля осваивать порядок его сбора. Как сообщил заместитель министра по налогам и сборам Сергей Шульгин, готовится специальное постановление правительства, определяющее механизм передачи полномочий Пенсионного фонда, Фонда социального страхования РФ и Фонда обязательного медицинского страхования налоговикам. Министерству по налогам и сборам предстоит обработать огромный массив информации и принять не очень-то простое наследство. Например, задолженность перед социальными фондами превышает задолженность перед МНС, в некоторых регионах отделения Пенсионного фонда недосчитываются средств в объеме нескольких годовых заданий. Теперь предстоит подготовить акты сверки по каждому отдельному случаю недоплаты социальных взносов. Эта работа будет закончена уже в будущем году, пока же внебюджетные фонды должны к 15 ноября предоставить в МНС предварительные реестры о будущих плательщиках единого социального налога.
Как показал семинар, проведенный на этой неделе МНС для сотрудников региональных налоговых управлений, в процессе работы по введению единого социального налога выявляется все больше проблем - вплоть до определенных претензий к тексту самой главы Налогового кодекса о едином социальном налоге. В МНС подготовлены поправки в Налоговый кодекс об установлении срока предоставления налогоплательщиками декларации о едином социальном налоге. Дело в том, что утвержденный закон не предусматривает возможности значительных изменений размеров фонда оплаты труда на протяжении года. Работодатель осуществляет авансовые платежи с фактически еще неизвестной суммы. Налоговики предполагают, что проблема будет решена, если налогоплательщик будет отчитываться ежемесячно. Как заявил Сергей Шульгин, депутаты в принципе согласны рассмотреть эти поправки до 1 января, однако, если этого не произойдет, налоговики будут применять свои "внутренние" схемы, чтобы не позволить работодателям уходить от уплаты социального налога.
Список проблем довольно велик, вплоть до таких, как нехватка оргтехники и современного программного обеспечения. Очевидно, что дополнительная нагрузка, которая ляжет на министерство, заставит существенно увеличить его штаты. Между тем при одобрении бюджета во втором чтении депутаты решили урезать расходы на госуправление на 1,2 млрд. руб., и теперь МНС пытается отстоять свои интересы и не попасть под это сокращение.
Уже ясно, что выполнить всю техническую работу до 1 января не удастся. При этом задание по сбору единого социального налога на 2001 год уже установлено - оно составляет 476 млрд. руб., или 33% общего объема налогового задания. Видимо, уже результаты работы МНС в январе покажут - стали ли технические проблемы при введении нового налога причиной снижения уровня сборов.