ЕВРОПЕЙСКИЙ банк реконструкции и развития (ЕБРР) в памятном для многих финансистов августе 1988 года безвозвратно потерял в России около 260 млн. долл. Эти средства были предоставлены группе мелких и средних банков, фирм, предприятий, которые возникли в нашей стране с благими целями, но, увы, не перенесли постигший их удар. Банки, как говорится, погорели, и в их пламени исчезли полученные от ЕБРР кредиты. Как же обстоят теперь взаимоотношения России с этим учреждением?
Напомню, что ЕБРР был создан вскоре после падения берлинской стены с единственной целью - помочь странам Восточной Европы и бывшим республикам СССР перестроить свое плановое хозяйство на принципах рыночной экономики и свободного предпринимательства. Другое дело, что из этой затеи все вышло наперекосяк, но банк в этом не повинен. Короче говоря, в апреле 1991 года в Лондоне появилась резиденция ЕБРР, учредителем которого стали 58 стран, и среди них, естественно, самым крупным держателем акций являются США. Ныне основной капитал банка равен 22 млрд. долл. Сумма всех выданных 26 странам кредитов - около 14 млрд. долл., из них примерно четвертая часть приходится на Россию - это 3,3 млрд. долл.
Новый руководитель ЕБРР Жан Лемьер, кстати, уже четвертый со времени основания банка, приступивший к своим обязанностям весной этого года, заявляет, что намерен и впредь проводить политику тесного сотрудничества с Россией и взятые банком обязательства по общему инвестированию в ее отрасли в объеме 10 млрд. долл. будут выполняться. "В то же время, - подчеркивает президент ЕБРР, - мы берем стратегический курс на селекционный подход к получателям кредитов с тем, чтобы не повторять ошибки прошлого". К таким ошибкам руководство банка относит предоставление средств весьма сомнительным и непроверенным предприятиям и частным банкам, деятельность которых и их сущность не были достаточно изучены заблаговременно. Отныне устанавливается строжайший контроль и максимально глубокая проверка каждого российского претендента на получение кредитных ссуд. Для этого банк расширит свою деятельность в самой России с привлечением национальных компетентных служб и учреждений. Основной упор, как и прежде, делается на частный сектор, на поддержку и развитие мелких и средних предприятий в основном на периферии России.
Судя по всему, Россия и другие участники СНГ будут оставаться основными партнерами ЕБРР, основными получателями средств, причем по возрастающей прогрессии. Дело в том, что ряд стран Восточной Европы переходит в новое качество - они становятся кандидатами в члены Европейского союза, а вскоре станут и полноправными его участниками, что исключает их обращение к ЕБРР, услугами которого они уже не смогут пользоваться.
Люксембург