КАК И СЛЕДОВАЛО ожидать, прошедшее во вторник в Государственной Думе обсуждение представленного Минэнерго проекта Энергетической стратегии России до 2020 года не обошлось без публичных пререканий. Причем спорили друг с другом не только вечные оппоненты - РАО "ЕЭС" и "Газпром", но частные компании и руководство федеральных министерств.
Так, Анатолий Чубайс - глава компании, которая в последнее время испытывает весьма серьезные трудности с подготовкой электростанций к зиме, - обнародовал данные, содержащиеся в письме председателя правления "Газпрома" к руководству энергомонополии. В документе, по словам Чубайса, говорится о том, в 2001 году "Газпром" намерен резко сократить поставки газа на электростанции - с 134 млрд. кубометров (в 2000 году) до 95 млрд. В результате, сообщил Чубайс, РАО будет вынуждено на треть сократить подачу электроэнергии потребителям. В ответ заместитель председателя правления "Газпрома" Петр Родионов предложил РАО "ЕЭС" самостоятельно компенсировать дефицит газа на электростанциях. В условиях рыночной экономики (за которую, кстати говоря, ратовал и ратует сам Анатолий Чубайс, собирающийся внедрить конкуренцию между собственными электростанциями) субъект хозяйственной деятельности сам может выходить на рынок. И самостоятельно находить продавца нужного товара.
Досталось Анатолию Чубайсу и от министра по атомной энергии Евгения Адамова. Фактически глава РАО "ЕЭС" был обвинен в недобросовестном поведении в отношении своих партнеров. Как заявил Евгений Адамов, РАО "ЕЭС", получая платежи за электроэнергию "живыми" деньгами в полном объеме (о чем глава РАО поспешил сообщить на вчерашних слушаниях), не расплачивается по всем обязательствам с атомщиками.
Не меньше критических слов прозвучало в адрес руководителя Федеральной энергетической комиссии Андрея Задернюка. В частности, председатель правления РАО "ЕЭС" Анатолий Чубайс вообще призвал "ликвидировать Задернюка", подразумевая необходимость вывести из компетенции ФЭКа право регулировать тарифы на электроэнергию. За Федеральной энергетической комиссией, по версии Чубайса, необходимо оставить лишь право регулировать тарифы на железнодорожные перевозки.
В самый разгар эйфории, вызванной высокими ценами на нефть, министр энергетики Александр Гаврин попытался развеять иллюзии относительно нефтяного благополучия нашей страны. По его словам, для того чтобы в течение ближайших 20 лет поддержать темпы промышленного роста, отечественному ТЭКу предстоит значительно увеличить поставки своей продукции на внутренний рынок. По оценкам некоторых экспертов, - чуть ли не в 2 раза.
Однако проблема осложняется тем, что в нефтяной промышленности значительно ухудшилась сырьевая база. Так, основные нефтегазовые провинции - Западная Сибирь и Урало-Поволжье - уже вышли на позднюю стадию разработки, когда добыча начинает падать. Выработка запасов на действующих месторождениях достигла 54%, а доля трудноизвлекаемых запасов повысилась до 55-60%. В связи с интенсивной эксплуатацией базовые месторождения Западной Сибири, обеспечивавшей в предыдущие 20 лет основную долю добычи, в значительной степени уже выработаны.
Что же касается ресурсного потенциала новых нефтяных провинций в Восточной Сибири, Тимано-Печорском регионе и на Дальнем Востоке, то их возможности в несколько раз уступают первоначальным запасам уже освоенных районов.
Министерство энергетики, судя по тексту проекта Энергетической стратегии России до 2020 года, видит выход из сложившейся ситуации в двух направлениях. Во-первых, в структурной перестройке экономики, выражающейся в росте доли сферы услуг и высокотехнологичных производств, а во-вторых, в реализации организационных и технологических мер по энергосбережению.
При этом предполагается увеличить размеры инвестиций в ТЭК. Так, по словам Гаврина, уже в 2001 году необходимо установить специальные налоговые послабления для низкодебетных и трудноизвлекаемых месторождений. Кроме того, планируется законодательно закрепить преференции инвесторам, вкладывающим деньги в новые нефтегазовые месторождения. Еще одна мера - объединение интересов компаний или групп компаний в консорциуме с участием государства. При этом, считает министр энергетики, необходимо перенести налоговую нагрузку с производителей нефтепродуктов на сферу розничной торговли.
Идеи, высказанные во вторник министром, в основном не новы и уже не раз озвучивались его предшественниками. Однако с точки зрения нынешних воззрений либерального крыла правительства они выглядят, скорее, сенсационными. Как полагают эксперты, реализация поставленных министром задач потребует значительного увеличения роли государства в экономике, против чего как раз и выступает либеральное крыло в нынешнем руководстве страны.
Дело в том, что решить проблемы нынешнего ТЭКа за счет иностранных инвестиций, как на это надеется, скажем, Анатолий Чубайс, вряд ли представляется возможным. Реальная потребность мирового ТЭКа в инвестициях составляет 950 млрд. долл., а ресурсы международного финансового рынка, которые могут быть направлены в топливно-энергетический сектор, существенно меньше.
Единственная возможность - привлечь внутренние инвестиции. Помимо доходов самих нефтяных компаний (а за счет поступлений от экспорта они имеют возможность развивать добычу) сейчас правительство предполагает привлечь и средства населения. Однако на первых порах и этих средств будет явно недостаточно для того, чтобы существенно улучшить ситуацию в ТЭКе.