В ПОСЛЕДНЕЕ время все больше стран выдвигают свои претензии на туркменский газ. Напомним, что недавно контракты на поставки голубого топлива из Туркмении заключили Россия и Украина. Каждая из этих стран надеется ежегодно получать по 35 млрд. кубометров туркменского газа. Однако в скором времени Туркмения может пустить свой газ в другом направлении. Президент Туркмении Сапармурат Ниязов и его турецкий коллега Ахмет Неждет Сезер обсудили вопрос об ускорении темпов реализации проекта транскаспийского газопровода. Трубопровод должен идти из Туркмении по дну Каспийского моря, через Азербайджан и Грузию в Турцию. Стоимость магистрали протяженностью около 2000 км может составить 2-3 млрд. долл.
Напомним, что 21 мая прошлого года в Ашхабаде Сапармурат Ниязов и министр энергетики и природных ресурсов Турции Зия Акташ подписали контракт на поставку туркменского природного газа в Турецкую Республику. Планируется, что общий объем поставок по трубопроводу составит 30 млрд. кубометров газа в год. В соответствии с договоренностью турецкая компания Botas получила право в течение 30 лет приобретать ежегодно по 16 млрд. кубометров природного газа по 78 долл. за тысячу кубометров на границе своей страны. Оставшиеся 14 млрд. кубометров будут экспортироваться в Европу. Очевидно, что Туркмении выгоднее продавать газ Турции, а не Украине. Цена газа и для Турции, и для Украины одинакова, но турки будут оплачивать всю стоимость голубого топлива в свободно конвертируемой валюте, а украинцы 50% суммы станут возмещать бартером. Кроме того, Украина известна своей слабой платежеспособностью. У нее уже накопились значительные долги за газ, поэтому нет стопроцентной уверенности, что она сможет оплачивать туркменские энергоносители в полном соответствии с договоренностями. Однако не все в этих контрактах зависит от экономики. Напомним, что Турция является членом НАТО и старается расширять влияние этого альянса на близлежащие страны. В этом ей активно помогают США и Европейский союз. Россия же пытается проводить собственную политику в этом регионе, поэтому ее интересы часто пересекаются с интересами Североатлантического альянса.
Очевидно, что если энергоносители из Каспийского региона пойдут не через Россию, а через другие страны СНГ, то это приведет к их сближению со странами НАТО. Ведь благодаря этому проекту деньги за транзит газа будут получать именно они, а не Россия. А средства эти совсем немалые - приблизительно 40 долл. за каждую тысячу кубометров. Таким образом, ежегодно Азербайджан и Грузия будут делить между собой приблизительно 1,2 млрд. долл. Кроме того, Европа уже объявила о своих планах по увеличению импорта газа, поэтому наши закавказские соседи крайне заинтересованы в поставках из Туркмении. Однако аналитик инвестиционной компании "АТОН" Стивен Дашевский считает, что чем больше проходит времени, тем меньше шансов у проекта Транскаспийского трубопровода быть реализованным. Ведь уже в 2002 году в Турцию начнет поступать российский газ по трубопроводу "Голубой поток". И в этом случае строительство второго газопровода будет нерентабельным. Кроме того, Транскаспийский газопровод должен проходить по дну Каспия, а статус Каспийского моря до сих пор не определен. Поэтому, прежде чем начать строительство, необходимо будет получить согласие от всех стран Каспийского бассейна. Очевидно, что Россия ни при каких условиях не даст своего согласия на реализацию этого проекта. Но наша страна предлагает Туркмении поставлять ее газ в Европу по трубопроводам "Газпрома". Так что спасти Транскаспийский проект может только политическое давление со стороны Европы и США. Однако пока ни одна западная компания не заявила о своем желании вложить деньги в это строительство.
Но сотрудничество Туркмении и Турции не ограничивается исключительно газовыми проектами. Начиная с апреля 2001 года Туркменистан будет транспортировать в Турцию 300 млн. кВт.ч электроэнергии в год. В Ашхабаде считают ирано-турецкий маршрут экспорта туркменской электроэнергии, а также разработку проектов ее транспортировки в Афганистан и Пакистан важной частью стратегии развития страны в 2001-2010 годы. Необходимо напомнить, что проекты экспорта электроэнергии в Турцию есть и у РАО "ЕЭС России". Так что на этой почве также произойдет столкновение интересов.
Если в отношении туркменского газа Запад не проявляет особой активности, то в отношении проекта экспорта каспийской нефти из Баку в турецкий Джейхан идет активная работа. На днях правительство Азербайджана, Государственная нефтяная компания Азербайджанской Республики (ГНКАР) и спонсорская группа нефтяных компаний подписали соглашение о строительстве Основного экспортного трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан. Присутствовавший на церемонии подписания соглашения президент Азербайджана Гейдар Алиев заявил: "Если новая нефтяная стратегия Азербайджана берет начало в 1994 году, то сегодняшний день можно назвать точкой отсчета для вывода каспийской нефти на мировые рынки. Подписание соглашения открывает новую эпоху в развитии транспортной системы, связывающей Восток и Запад". В договоре точно определены доли участия сторон: ГНКАР - 50%, BP - 25,41%, Unokal - 7,48%, Statoil - 6,37%, ТРАО - 5,02%, Itochu - 2,92%, Ramko - 1,55%, Delta - Hess - 1,25%.
Ожидается, что спонсорская группа в течение 8 месяцев подготовит базовый проект строительства трубопровода. Кроме того, в ближайшие дни группа заключит соглашения с Грузией и Турцией как странами - обладателями транзитной территории, а также с турецкой компанией Botas о проведении проектно-технических работ и строительству нефтепровода на территории Турции. Строительство Основного экспортного трубопровода стоимостью в 2,4 млрд. долл. планируется начать в 2001 году.
Напомним, что ранее западные нефтяные компании отказывались финансировать реализацию этого проекта, так как в Азербайджане не было разведано достаточных объемов нефти. Однако сейчас, по нашим сведениям, английская компания BP выделила 140 млн. долл. на разведку маршрута трубопровода. Можно предположить, что госдепартамент США договорился с руководством Казахстана о транспортировке нефти, добываемой в этой республике, через трубопровод Баку-Тбилиси-Джейхан. Ранее Нурсултан Назарбаев говорил о том, что казахстанская нефть пойдет на Запад через территорию России. По мнению Стивена Дашевского, строительство Основного экспортного трубопровода имеет смысл только в случае транспортировки по нему казахстанской нефти. При этом он считает такой вариант абсолютно реальным. Если это произойдет, то России остается надеяться только на то, что в Казахстане будут найдены такие запасы нефти, которых хватит на два трубопровода: американский Баку - Джейхан и российский КТК.