"РОССИИ грозит энергетический кризис", - эту пугающую фразу мы постоянно слышим с экранов телевизоров и на волнах радиостанций, читаем на первых полосах газет. И как-то постепенно свыкаемся с мыслью, перестаем считать чем-то из ряда вон выходящим отключение света в наших домах на пару часов в сутки, отсутствие горячей воды и включение отопления в наших квартирах не по факту наступления холодов, а по какому-то нигде не указанному графику. Все это происходит даже в достаточно благополучных по энергообеспечению регионах - в Европейской части России и Поволжье. Что же тогда говорить о таких регионах, как Приморье, Камчатка, территории Крайнего Севера, которые целиком зависят от завоза в них угля и мазута.
Одним из энергодефицитных регионов, еще с советских времен, был и остается Северный Кавказ. Нужды этого региона обеспечиваются исключительно за счет перекачки электроэнергии из Единой энергетической системы СССР, т.к. своих производственных мощностей здесь хронически не хватает. Чтобы решить проблему с энергообеспечением главной "и кузницы, и житницы, и здравницы" страны, в 1979 году было запланировано строительство в Ростовской области, рядом с городом Волгодонском, атомной станции, которая и должна была обеспечить теплом и электроэнергией население и промышленность региона.
Однако после трагедии на Чернобыльской АЭС правительство России под нажимом общественного мнения, исключительно на эмоциях, отметающих любые разумные доводы о безопасности и необходимости АЭС, вынуждено было остановить стройку и начать ее консервацию, несмотря на уже вложенные в строительство деньги и проведенные 80% всех работ. С тех пор прошло уже около 10 лет, и нужды региона заставили вернуться к проекту Ростовской АЭС. Однако это решение было встречено в штыки местными экологическими организациями. Так нужна ли региону Ростовская АЭС?
Со времени начала работ по консервации станции в 1990 году было сделано многое по доработке проекта Ростовской АЭС, главным образом для повышения безопасности АЭС и соответствия его всем вновь принятым в России законам, регулирующим деятельность в области охраны окружающей среды. С этого времени шел постоянный контакт с экологами с целью проведения экологических государственных и общественных экспертиз. Так, например, в 1995 году были проведены и общественная, и государственная экспертизы, не пришедшие к категорическим отрицательным заключениям в отношении строительства АЭС, а внесли ряд конструктивных предложений и замечаний, которые нужно было учесть в проекте при его достаточно серьезной доработке. В течение нескольких лет эта доработка была проведена, и в 1999 году концерн "Росэнергоатом", осуществляющий эксплуатацию и строительство российских АЭС, обратился в комитет по охране окружающей среды Госдумы РФ с просьбой о повторной экологической экспертизе.
Экспертиза была проведена на самом высоком уровне. В результате вынесен положительный вердикт, причем из членов комиссии, которая состояла из ведущих специалистов в области охраны окружающей среды, ни один не высказал особого, отрицательного, мнения. Экспертиза же Госатомнадзора закончилась выдачей лицензии на строительство АЭС.
Параллельно с государственной экспертизой шла общественная экспертиза, созданная лидерами ростовских экологических движений. Абсолютно понятно стремление людей, проживающих на этой земле, оградить себя от потенциальной опасности в виде атомной станции. Совершенно естественно, что они хотят получить гарантии безопасности для себя, своих детей и близких. Однако конструктивного диалога не получилось. К сожалению, и на этот раз верх взял не здравый смысл, а хроническое отрицание слова "атом" и, может быть, просто непонимание тех физических процессов, которые происходят на АЭС. На все вопросы общественной экспертизы, как заверил заместитель исполнительного директора концерна "Росэнергоатом" по пуску Ростовской АЭС А.Полушкин, имеются подробные ответы, основанные на научных знаниях, но, видимо, с ложными убеждениями расставаться трудно, поэтому наиболее радикально настроенные "зеленые" продолжают вести активное противодействие строительству.
Пусковые же мероприятия на Ростовской АЭС тем временем идут полным ходом. Начиная с 1999 года правительство РФ начало финансирование стройки. Уже остался позади этап расконсервирования оборудования, поэлементной и поузловой проверки. Совсем недавно закончили "холодную обкатку". А буквально на днях состоялось испытание гермооболочки реакторного отделения - очень важной системы безопасности, которая не разрушится в случае тяжелой аварии, подобной Чернобыльской, и предотвратит выход радиоактивных элементов - продуктов распада урана - в окружающую среду. Испытания прошли успешно и позволяют констатировать тот факт, что гермооболочка первого блока Ростовской АЭС является самой герметичной из всех, построенных в странах бывшего СССР и Восточной Европы, где эксплуатируются реакторные установки, разработанные в СССР. За качеством проводимых предпусковых работ следит Госатомнадзор, который дал положительные заключения по всем этапам работ.
Теперь до физического пуска АЭС осталось провести последний, но очень важный этап проверки оборудования - так называемую горячую обкатку. Это абсолютно полная имитация работы действующего блока, когда все оборудование функционирует при таких же температурах и давлениях, как и на работающем блоке, с одним единственным отличием - в реактор не загружено ядерное топливо. Если все будет в порядке, все системы будут работать как им предписано регламентом, и не будет нареканий на работу оборудования, то уже в декабре состоится энергетический пуск реактора, свет и тепло вольются в дома жителей южных окраин России.
Однако только ли электроэнергией и теплом ограничиваются плюсы от строящейся АЭС? Конечно же, нет. Как и любая другая крупная стройка, строительство АЭС тянет за собой массу дополнительных выгод. Во-первых, это налоги. Известный факт, что все крупные промышленные предприятия и потенциальные налогоплательщики Ростовской области, такие как Атоммаш в Волгодонске, Ростсельмаш, "Красный Котельщик" в Таганроге, в связи с экономической ситуацией в России резко снизили объемы производимой продукции, а соответственно и налоги, выплачиваемые ими, снизились до минимума. На этом фоне Ростовская АЭС станет крупнейшим налогоплательщиком области, а ведь налоги - это и образование, и медицина, и социальные программы, и культура.
Во-вторых, строительство Ростовской АЭС создало региону около 10 000 рабочих мест, связанных с пуском станции. 3-3,5 тысячи - это непосредственно сотрудники АЭС, 5-5,5 тысячи - строители и монтажники, участвующие в строительстве 1-го и 2-го энергоблоков станции, и около 1,5 тысячи человек заняты на Атоммаше - гиганте атомной промышленности, простаивающем уже 10 лет. Если же предположить, что в обычной семье, как правило, 3 человека, то получается, что строительство Ростовской АЭС сегодня кормит как минимум 30 000 человек. А ведь существует еще понятие "вторичной занятости", которая тянется вслед за основным производством.
И, в-третьих, это инвестиции на развитие социальных объектов 30-километровой зоны, которые по федеральному законодательству АЭС обязана делать. Что касается инвестиций, то начиная с момента расконсервации АЭС и возобновления финансирования строительства они идут уже в течение двух лет и будут продолжать идти. Бюджет, который создается за счет инвестиций, по величине превышает бюджет министерства строительства Ростовской области. На эти деньги строятся дороги, идет газификация сельских районов. Дополнительные средства поступают в медицину, народное образование, на благоустройство городов и сел, в коммунальную сферу, на восстановление памятников истории, культуры и на сохранение природы. Кроме того, сразу же после пуска АЭС электроэнергия и тепло для жителей 30-километровой зоны, в которой находятся 200-тысячный Волгодонск и 4 сельских района, будет поставляться по льготному 50-процентному тарифу.
Благодаря активной разъяснительной работе среди населения и доступности информации о всех работах и испытаниях, которые проводятся на Ростовской АЭС, многие жители области уже не высказывают отрицательного мнения по поводу достройки станции и вполне осознают выгоды и льготы, которые они получат при введении ее в строй. Поэтому обстановка вокруг станции в Ростовской области довольно спокойная. Остается только порадоваться за людей, которые будут жить, пользуясь современнейшими достижениями цивилизации. Ну а в общем плане хочется отметить, что Ростовская АЭС - первая атомная станция, вводимая в строй после продолжительного эмбарго для российской атомной энергетики. Последний энергоблок на Ростовской АЭС, энергоблок # 4 Балаковской АЭС, были введены в строй в 1994 году. С вводом Ростовской АЭС в эксплуатацию начнется возрождение атомной промышленности, необоснованно забитой и забытой в последние 15 лет. А что значит введение в строй новых энергетических мощностей? Это начало развития промышленности и экономики в целом, ведь один рубль, вложенный в энергетику, приносит 4 рубля прибыли. И, может быть, именно ввод в строй Ростовской АЭС станет переломным моментом, началом новой эпохи промышленного роста России.