0
1123
Газета Экономика Интернет-версия

17.10.2000 00:00:00

Частная экспансия

Тэги: Газпром, ЕЭС, газ


РАСПАД Советского Союза нанес существенный удар по отечественной экономике. Снижение валового производства обусловлено не только разрывом хозяйственных связей с республиками бывшего СССР и потерей экономического взаимодействия со странами СЭВ, но и политикой правительства, которое на волне либеральных идей фактически отказалось заниматься защитой отечественных предприятий на внешних рынках.

НЕФТЯНЫЕ КОМПАНИИ

Внешнеполитические приоритеты частных российских нефтяных компаний распределяются по двум основным направлениям: участие в добывающих предприятиях, а также в приватизации перерабатывающих мощностей и связанной с ними работой на рынках нефтепродуктов.

Внимание российских компаний привлекают проекты по нефтедобыче в Казахстане, считающемся стратегическим партнером Москвы в Центральной Азии и Азербайджане. Наибольшую активность в Казахстане проявляют "ЛУКОЙЛ", участвующий через совместное российско-американское предприятие "ЛУКАРКО" (12,5%) в проекте по разработке и добыче нефти на одном из крупнейших в мире месторождений Тенгиз (запасы около 800 млн. тонн), а также "Роснефть", присоединившаяся к "ЛУКОЙЛу" в разработке месторождений, на которые претендует Азербайджан. Кроме того, вместе с "ЛУКОЙЛом" и "Транснефтью" она участвует в разработке сырьевой базы для Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) в Тенгизе, правда, уже через британо-голландское предприятие "Роснефть-Шелл" (7,5% участия в проекте).

В Азербайджане "ЛУКОЙЛу" принадлежит 10% участия в контракте на разработку морских месторождений Азери, Чираг и Гюнешли, а также 10% - в соглашении о разделе добычи по перспективной структуре Шах-Дениз. В борьбе за эти проекты компания не только не получила государственной поддержки, но и столкнулась с противодействием отдельных правительственных ведомств.

Участие российских нефтяников в проектах по добыче в дальнем зарубежье не столь значительно. К числу наиболее заметных относится разработка шельфа у берегов Вьетнама через компанию "Вьетсовпетро" и намерения "ЛУКОЙЛа", "Славнефти" и ЦТК поставить свои добывающие вышки в Ираке, когда с этого государства будут сняты экономические санкции ООН.

Другая область, где российским частным компаниям удалось достичь заметных успехов - приватизация нефтеперерабатывающих мощностей в ближнем зарубежье и Восточной Европе, а также в экспансии на бензиновые рынки этих государств. К примеру, закрепление российских корпораций на Украине во многом связано с разразившимся там в начале года финансовым кризисом, в результате которого Киев решил выставить на продажу более 50% стратегических предприятий-монополистов. В результате еще весной "ЛУКОЙЛ", докупив через свое дочернее предприятие 25% Одесского НПЗ, объединил под своим контролем около 90% его акций. А уже летом Тюменская нефтяная компания (ТНК) стала полноправной собственницей 67,41% акций украинского перерабатывающего завода "ЛИНОС". Кроме того, на текущий год запланирована продажа 92,53% акций комплекса "ОРИАНА", на котором уже сегодня достаточно сильны позиции ТНК. Заметный интерес к постсоветским рынкам приобретает и "Татнефть". Вместе с правительством Татарстана ей принадлежит 37% Кременчугского завода на Украине, одного из немногих, который способен перерабатывать высокосернистую нефть этой российской республики.

Что касается Восточной Европы, то здесь за последний год ситуация не получила особого развития - "ЛУКОЙЛ" владеет контрольным пакетом румынского НПЗ "Петротел", а "Роснефть" и "Славнефть" являются собственниками 51% акций болгарского сбытового предприятия Petrol AD, контролирующего около трети рынка ГСМ.

Куда более амбициозны планы российских компаний в отношении постсоветских рынков нефтепродуктов. Так, ТНК претендует на 25-процентный контроль над украинским рынком нефтепродуктов. Чуть более скромны намерения "ЛУКОЙЛа", рассчитывающего на заполнение 20% потребностей этого рынка. Не менее важным игроком на украинском рынке является компания "Альфа-нафта", которая, хотя и входит с ТНК в один холдинг, на практике предпочитает действовать автономно. К настоящему времени она располагает контрольными пакетами нескольких украинских областных фирм по реализации нефтепродуктов, координирующих деятельность большого числа АЗС.

Что касается экспортных проектов, то в нефтяной отрасли их реализацией занимается государственная компания "Транснефть". К концу следующего года ее руководство прогнозирует завершение строительства сразу двух крупных экспортных магистралей - Балтийской трубопроводной системы (БТС), пропускная способность которой рассчитана примерно на 12 млн. тонн в год, и КТК. Правда, с завершением строительства последнего российские эксперты предполагают возможное ограничение пропуска российской нефти через Босфор, так что не исключено, что эти проекты лишь ненамного увеличат общий объем экспорта. В связи с этим "Транснефть" пытается вести переговоры с восточноевропейскими компаниями по вопросу о создании единого тарифного пространства в системах России, Украины, Белоруссии, Венгрии и Словакии, с тем чтобы освободиться от "босфорской" зависимости и получить выход на Адриатику. Однако если этот вариант и осуществится, то не в ближайшей перспективе.

"ГАЗПРОМ"

На сегодняшний день главная проблема "Газпрома", принадлежащего государству лишь на 38%, связана с транзитом российского газа через территорию Украины. Эксперты этого рынка утверждают, что в балансе Министерства энергетики Украины до сих пор существовала специальная статья, регулирующая объемы несанкционированного отбора газа. В связи с этим "Газпром" действует по двум направлениям: ужесточение политики, связанной с ценами и сбором платы за поставки российского газа, которую проводит "Итера", и строительство новых магистралей в обход Украины. "Газпром" принял решение сократить свои экспортные потоки по территории Украины до 30% - главным образом за счет строительства проекта "Голубой поток" к северному побережью Турции, а также введения в строй экспортной магистрали "Ямал - Европа", которая проходит по территориям Белоруссии, Польши и Германии. В настоящее время в компании решается вопрос о дальнейшей диверсификации внешнеторговых потоков, которые связаны или с проектом так называемой "межсистемной перемычки" на основе сетей Польши и Словакии, или со строительством магистрали по дну Балтийского моря через Финляндию и Германию.

ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКА

Экспортная политика российских энергетиков осложняется тем, что в отличие от нефтяников и газовиков их продукция вторична и очень сильно завязана на ресурсы сырьевых компаний. Возможно, именно поэтому в общей структуре экспорта энергоносителей РАО "ЕЭС" находится на последнем месте: в прошлом году нефтяные компании занимали в ней 50,5%, газовики - 45,4%, угольщики - 2,8%, энергетики - 1,3%.

Тем не менее за последние два года экспорт электроэнергии стал одним из приоритетных вопросов политики РАО "ЕЭС". К настоящему времени компании в той или иной степени удалось закрепиться на трех направлениях: в дальнем зарубежье - развитие экспорта по линии Восток-Запад, в Восточноазиатском регионе (правда, пока налаживание хозяйственных связей здесь идет очень медленно) и в ближнем зарубежье - в Казахстане.

Наибольшие сложности у российских энергетиков возникают на первом направлении. Главным образом это связано с весьма жесткими требованиями, предъявляемыми западноевропейскими покупателями к электроэнергии - строгое соблюдение частоты на уровне 50 Гц.

В то же время на западном направлении есть и свои перспективы. На энергетическом рынке Европы, как и на газовом, ощущается тенденция к либерализации. В этом смысле характерна ситуация, к примеру, на рынках Австрии и Швейцарии. К работе на европейском рынке начали допускаться сторонние производители и продавцы, и если российские газовики уже закрепили за собой довольно существенную долю рынка ЕС, то энергетикам пока лишь предоставляется аналогичный шанс.

В связи с этим между российскими компаниями развернулась серьезная дискуссия о прибыльности экспортных проектов. Дело в том, что в энергобалансе РАО "ЕЭС" доля газа составляет около 60%, а стоимость голубого топлива на внутреннем рынке в 7-8 раз ниже его экспортной цены. Это дало руководству "Газпрома" повод упрекать российских энергомонополистов в фактическом демпинге. С другой стороны, сырьевая база самой газовой компании сейчас серьезно ограниченна - обеспечение внутреннего рынка голубым топливом уже давно не обходится без ресурсов Туркмении. Таким образом, вопрос об экспорте российской электроэнергии скорее всего будет увязываться или с перестройкой структуры производственного баланса РАО "ЕЭС" (с возможно большим сокращением доли газа), или с финансовым участием компании в импорте сырья из Туркмении. А возможно, и с тем и с другим одновременно.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Чтобы инфляция стала 4%, ключевую ставку нужно повысить в четыре раза

Чтобы инфляция стала 4%, ключевую ставку нужно повысить в четыре раза

Анастасия Башкатова

Цены выработали иммунитет к денежно-кредитной политике Центробанка

0
1720
Москва и Минск ведут расчеты в рублях

Москва и Минск ведут расчеты в рублях

Ольга Соловьева

В Белоруссии ждут «окончательного» решения энергетических вопросов с РФ

0
1169
Дональд Трамп доволен снижением мировых нефтяных цен

Дональд Трамп доволен снижением мировых нефтяных цен

Михаил Сергеев

Российские чиновники продолжают апеллировать к правилам Всемирной торговой организации, работу которой блокируют Соединенные Штаты

0
1675
Сотрудникам ФСИН выдадут новый этический кодекс

Сотрудникам ФСИН выдадут новый этический кодекс

Екатерина Трифонова

Проблемы уголовно-исполнительной системы, видимо, останутся прежними

0
1190

Другие новости