УТВЕРЖДЕНИЕМ в первом чтении правительственного варианта бюджета открылся новый, не менее интересный этап формирования главного финансового документа следующего года - распределение конкретных расходных статей. Традиционные лоббистские группы, представляющие интересы силовых структур, региональных элит или аграриев, уже достаточно громко заявили о себе. Однако и у представителей социальных сфер появляются структуры, готовые защищать их позиции, в том числе и в вопросе финансирования. К их числу относится, например, Российский общественный совет по развитию образования (РОСРО) - новая организация, возникшая в конце августа этого года по инициативе группы общественных деятелей, депутатов Госдумы и профессиональных педагогов. Во главе совета встал Андрей Кокошин, заместитель председателя парламентского комитета по промышленности. Помимо организации дискуссий и "круглых столов" по проблемам разных путей развития образования совет выступил и с конкретным предложением - внести в бюджет 2001 года отдельную строку: "развитие образования".
В среду Андрей Кокошин и заместитель председателя комитета по образованию Любовь Глебова провели пресс-конференцию, на которой разъяснили смысл этой инициативы. Идея заключается в том, чтобы направлять денежные средства не только на поддержание работы существующих учебных заведений, но и на модернизацию системы образования. Фактически предлагается на деле начать выполнение стратегии Германа Грефа, в которой социальным реформам (в том числе и в области образования) посвящен первый раздел. Члены правительства уже неоднократно заявляли, что расходы на образование - это "инвестиции в будущее", и экономить на них опасно для страны.
Проблемы российского образования носят комплексный характер - сложилась ситуация, когда знания, которые способны дать школы и вузы, не совпадают с потребностями, формирующимися в обществе в процессе рыночных реформ. Очевидно, что ликвидировать этот дисбаланс можно лишь на протяжении ряда лет, а вот улучшить положение с финансированием можно уже при утверждении бюджета на 2001 год. Средства, которые сейчас способно выделить государство, не просто недостаточны - они еще и неэффективно используются. Работники образовательных учреждений вынуждены самостоятельно искать выходы из этой ситуации. По данным заместителя председателя думского комитета по образованию и члена РОСРО Любови Глебовой, из 4,8% ВВП, которые государство и общество вместе тратят на образование, лишь 3,4% составляют легальные денежные потоки. Остальное - теневой оборот, т.е. оплата услуг репетиторов, различного рода поборы с родителей учеников, в том числе и носящие откровенно коррупционный характер.
Государство может изменить ситуацию различными путями: во-первых, сократить почву для коррупции, например путем отмены вступительных экзаменов в вузы и введения единого госэкзамена, а во-вторых, осуществляя целевое финансирование конкретных потребностей системы образования. Именно такой характер носит предложенная членами РОСРО поправка. В случае ее одобрения 5,8 млрд. руб. будут потрачены на техническое оснащение вузов и техникумов. Оборудование учебных лабораторий не обновлялось уже на протяжении 10 лет. Даже самые лучшие преподаватели не способны в таких условиях дать современное образование. Конечно, многие вузы работают с конкретными фирмами, выполняя их заказы на коммерческой основе, но заработанные таким образом средства часто идут на текущие потребности и в любом случае не могут решить проблему в масштабе всей страны. Поэтому авторы поправки к бюджету хотят, чтобы каждый вуз и техникум были обеспечены специальным "стандартным пакетом", то есть необходимым в учебном процессе минимумом современного оборудования. О школах здесь речь не идет, так как они финансируются не из федерального, а из муниципальных бюджетов. Впрочем, члены РОСРО готовы поставить перед правительством вопрос о необходимости выравнивания налогообложения школ, которое заметно отличается в разных регионах.
Впрочем, чтобы добиться одобрения этого шага, его инициаторам еще предстоит найти нужные средства. По словам Любови Глебовой, в Думе прошлого созыва уже был прецедент, когда, чтобы увеличить расходы на оборону, депутаты несколько сократили финансирование остальных статей. Готовы ли нынешние депутаты отнестись к расходам на образование так же внимательно, как и к расходам на оборону, покажут результаты обсуждения бюджета во втором чтении.