ПО ОЦЕНКАМ специалистов Министерства экономического развития и торговли, для достижения устойчивого экономического развития России в течение 20 ближайших лет потребуются инвестиции в размере 2 трлн. долл., что означает необходимость ежегодного привлечения 100 млрд. долл. Именно эти впечатляющие цифры фигурируют в докладе министра экономического развития и торговли Германа Грефа, представленного им на третьем российско-американском симпозиуме в Бостоне. На состоявшейся пресс-конференции министр поделился своими впечатлениями от проведенных в Америке встреч.
Надо заметить, что Греф переполнен свойственными нашим либеральным экономистам оптимистичными надеждами на поток американских инвестиций в Россию. На чем основан подобный оптимизм, не совсем понятно. По словам Грефа, американцы очень пристально следят за состоянием экономики в нашей стране, обращая особое внимание на стабильность макроэкономических показателей, якобы наблюдающуюся в России в последнее время. По мнению Грефа, американцы перестали бояться потерять вложенные в российскую экономику деньги, и теперь вопрос доверия к инвестированию средств в российские предприятия практически решен. Правда, министр признался, что заокеанская сторона хочет еще немножко подождать, чтобы убедиться в стабильности происходящих в нашей экономике позитивных процессов, после чего поток инвестиций в Россию существенно увеличится. Министр, однако, не конкретизировал сроки американского ожидания. Но реальные цифры поступивших в Россию в этом году инвестиций говорят о не слишком большом желании американцев финансово спасать Россию. К настоящему времени прямые инвестиции в российскую экономику составили всего 2 млрд. долл. На фоне цифр, заявленных в докладе Грефа, эти суммы кажутся просто смехотворными. Греф считает, что в 2000 году инвестиционные суммы составят около 10-12 млрд. долл. Однако если учесть, что до конца года осталось два с половиной месяца, то вряд ли эту цифру можно считать реальной.
Вообще вопрос степени доверия зарубежных инвесторов достаточно спорен. Безусловно, они готовы инвестировать средства в предприятия сырьевой направленности, особенно учитывая сложившуюся в последнее время мировую конъюнктуру цен на энергоносители. При том, что накопленный износ основных производственных фондов в нефтедобывающей промышленности составляет около 60%, в газовой - более 30%, а в электроэнергетике в ближайшее время половина производственных мощностей отработает свой проектный ресурс, суммы вложений в эти отрасли экономики действительно должны быть колоссальными. Вероятно, зарубежные инвесторы пойдут на подобное вложение денег, так как в результате ожидаемая прибыль в любом случае многократно превысит инвестированные суммы. Безусловно, для экономики страны гораздо важнее в стратегическом плане инвестирование средств в развитие высоких технологий и реформирование образовательной системы. Однако именно в эти отрасли зарубежные инвесторы вкладывать деньги не торопятся.
На инвестиционном симпозиуме в Бостоне стороны договорились о создании в России американо-российского инвестиционного фонда под патронажем российского правительства, однако кто войдет в этот фонд и чем конкретно он будет заниматься, пока не определено.
По словам Грефа, правительство делает все возможное для усиления привлекательности инвестиционного климата в России. Именно для этого ведется активная работа по совершенствованию законодательной базы. Как считает министр, после принятия и доработки "знакового" пакета законов, куда входят Налоговый, Земельный и Таможенный кодексы, и перехода на мировые стандарты финансовой отчетности, барьеры для инвестиционных проектов будут полностью сняты. Наблюдая за годы либеральных реформ скорость прохождения и принятия законов в нашем государстве, а главное - их дальнейшее исполнение, можно сделать невеселый вывод о том, что инвестиционно привлекательной Россия станет еще не скоро.
Не совсем понятен восторг министра экономического развития и при рассказе о том, какую высокую оценку американская сторона дает российским специалистам, работающим в Силиконовой долине. Скорее, для министра это повод для сожалений. Чувство гордости за российский интеллект полностью перекрывается досадой на наше государство, которое не может обеспечить достойного существования и условий работы мозговой элите нации, от эффективной работы которой во многом зависит развитие новых технологий. К сожалению, скорость "утечки мозгов" из России скоро перекроет скорость подготовки новых специалистов, что в перспективе обернется для России трудновосполнимыми потерями.