Два крупнейших государственных посредника по торговле российским оружием за рубежом должны объединиться.
Фото Вадима Соловьева
ТЕПЕРЬ как-то не принято рассказывать о нормально, хорошо работающих предприятиях и организациях, если они без иностранного капитала, акционеров и т.д. Теперь все больше говорят о помыслах и домыслах, черном и страшном. Нарушим эту традицию. Поговорим о "Промэкспорте" - федеральном государственном унитарном предприятии, где трудятся всего 400 человек во главе с новым генеральным директором Сергеем Чемезовым. Именно его кандидатуру поддержал (и выдвинул) осенью прошлого года глава правительства.
Торговля оружием была и остается одной из самых прибыльных сфер внешней торговли. Возможности углубить и расширить российское присутствие на мировом рынке вооружений всегда есть. Тем более сегодня, когда на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в проекте федерального бюджета на 2001 год выделяется почти в два раза больше средств, чем в этом году.
Сегодня много пишут о том, что два крупнейших государственных посредника по торговле российским оружием за рубежом - "Росвооружение" и "Промэкспорт" - могут объединиться в один холдинг. Это просто необходимо, чтобы закрепить позиции на внешнем рынке в условиях жесточайшей конкуренции. Наличие в России двух ведущих экспортеров мешает увеличению объемов экспорта оружия. Дело в том, что эти компании очень часто работают в одних и тех же сегментах рынка, мешая друг другу и дезориентируя зарубежных заказчиков.
У "Промэкспорта" в отличие от "Росвооружения" нет миллиардных контрактов. Он работает на так называемом рынке мелких контрактов (в 35 странах мира). Это заслуга всего коллектива и, главное, его руководителя. "Что лучше, что выгоднее - один большой контракт на 2 миллиарда или 200 контрактов на 1 миллиард в 20 странах? С экономической точки зрения выгоден первый вариант, а с политической - второй, потому что торговля оружием - это политика. У нас достаточно большой охват по странам", - прокомментировал генеральный директор "Промэкспорта" Сергей Чемезов.
Именно высший менеджмент компании разработал систему, по которой каждый спецэкспортер должен защищать свои объемы продаж (другими словами, на каждого устанавливается план), то есть принести государству деньги. В этом году план составил 340 млн. долларов, по сравнению с "Росвооружением" с его 2,7 млрд. долларов - сумма не такая впечатляющая, но реальная. А вот доберет ли "Росвооружение" оставшуюся часть (по нашим данным, это порядка 1 млрд. 800 тысяч) - это большой вопрос. Пока они наторговали на 900 млн. долларов. Будем надеяться, что доберет. Ведь для "Росвооружения" основными рынками сбыта сейчас признаны Индия и Китай, которые традиционно сориентированы на рынок российского вооружения. В эти страны дорога "Промэкспорту" - конкуренту "Росвооружения" - перекрыта начисто. Но, главное, не унывать, а думать. И "Промэкспорт" придумал. Крупные партии военной техники, поставленной за рубеж еще Советским Союзом, нуждаются в обслуживании: нужны запчасти, специалисты по эксплуатации, словом, сервис. Контракты - небольшие, но "Промэкспорт" за них борется, потому что за работой по комплексному обслуживанию страны, региона - будущее. "Это принципиально, - говорит заместитель генерального директора по экономике Андрей Бельянинов. - Если Россия в лице своих госпосредников не будет делать такого рода работу, то рынки будут утрачены". Будем откровенны: они и так утрачены по сравнению с рынками СССР. И "Промэкспорт" принял решение восстановить рынки в прежних, советских объемах.
В то же время не будем лукавить: мелкие контракты "Промэкспорта" являются ахиллесовой пятой российского военно-технического сотрудничества. Россия продает танки и самолеты, а в обслуживании их и поставке запчастей, безусловно, отстает. "Промэкспорт" пытается решить эту задачу и, надо сказать, решает успешно. Потому что в отличие от "Росвооружения" он характеризуется гибкостью, умением работать как с большими контрактами - на 60 млн. долларов, так и с мелкими - на 6-10 тыс. долларов. Вот и весь секрет.
Андрей Бельянинов оценивает ситуацию так: "Иностранцы говорят: мы с удовольствием купим ваши самолеты, но вы их отвратительно сопровождаете, то есть в течение всего срока эксплуатации вы не поставляете запчасти, и мы не можем на вас положиться". Они правы. Военно-техническое сотрудничество всегда было и будет монополией государства, поскольку экспорт вооружений - это не только экономика, но и политика. Именно государство определяет, с кем, чем и в каких объемах торговать. Поэтому в этой сфере деятельности не обойтись без разного рода согласований спецэкспортеров с государственными чиновниками. Но, к сожалению, приходится констатировать, что этот процесс сегодня далек от совершенства.
В свое время были определены сроки прохождения документов по инстанциям (две недели). Однако еще ни один контракт не был согласован за такой срок. А страдают-то госэкспортеры, предприятия-производители, в конце концов имидж державы. Наши зарубежные конкуренты гораздо оборотистей. И несмотря на то, что наша продукция лучше, мы проигрываем в конкурентной борьбе на некоторых рынках из-за нашей бюрократии.
Французы, например, поставляют запчасти немедленно, по запросу, высланному факсом, а мы бегаем по чиновничьим кабинетам с кипой бумаг и на самый мелкий контракт выбиваем распоряжение правительства. Главное, что все при деле. Проходят недели, даже месяцы (без ссылок на источник, в одном ведомстве бумага пролежала рекордные сроки 83 дня!!!), а конкуренты из стран СНГ (например, Белоруссия, Украина), стран бывшего соцсодружества (Румыния, Польша) не дремлют. Они занимают из-за нашей нерасторопности, бюрократии российские ниши. И это еще не все. Существующая система поставки вооружений на экспорт абсурдна в своей основе. Судите сами: президент РФ определяет страны, в которые можно поставлять вооружение. Если страна, изъявившая желание приобрести нашу военную технику, входит в число одобренных президентом, следует выйти с бумагой в правительство, оно издает распоряжение, на основании которого предприятие получает лицензию на поставку вооружения. Бред, прямо "Дом, который построил Джек"... Ведь выходит, что правительство контролирует президента. Да, именно так. Надо со всем этим кончать. Надо становиться цивилизованными. Сегодня крайне важно сделать механизм государственного управления ВТС более гибким. Передовой мировой опыт свидетельствует и о такой тенденции: даже самые мощные фирмы и концерны консолидируются, объединяются. Таково веление времени. В одиночку сейчас не выживешь.