В ГОРЯЧИХ дебатах о глобализации преобладает полное смятение. Для некоторых глобализация - это дорога к процветанию для бедных стран, и действительно кажется, что Сингапур, Тайвань, Корея, Чили и некоторые другие страны стали гораздо богаче за последние 25 лет с помощью экономической стратегии, основанной на росте экспорта и участии в глобальной экономике. Для других глобализация - это проклятие, ибо глобализация обрекает бедные страны на все большее и большее отставание от остального мира. Существует мало сомнения в том, что за 20 лет программ МВФ и Мирового банка в Африке эти страны все еще пребывают в состоянии бедности, и положительного результата от этих вдохновленных Вашингтоном проектов практически незаметно. Так кто же прав в этих дебатах, которые вылились на улицы Сиэтла, Вашингтона, а теперь и Праги во время международных экономических встреч этого года?
Ответ, конечно же, заключается в том, что жизнь гораздо сложнее, чем эти экстремальные позиции в отношении к глобализации - как к панацее или проклятию. Различные части света сталкиваются с разными типами проблем. Для некоторых из них глобализация - это надежный и удобный путь к успеху; для других она сама по себе не может оказать должного эффекта, поскольку самые страшные экономические и социальные кризисы, обрушившиеся на эти страны, не могут быть решены только с помощью свободного рынка или рыночных реформ.
Во-первых, некоторые страны обременены своим географическим положением. Некоторые части мира слишком отдалены от мировой торговли - например, высокогорье Анд, горные регионы Ирака, Ирана и Афганистана, запертые в континенте страны Африки, такие, как Руанда, Бурунди, Буркина-Фасо или регионы Центральной Азии. Для этих стран глобализация не является большой помощью. Большинство из них застряло в бедности и экономической изоляции. Для них глобализация - не проклятие, но и не решение проблем.
Глобализация также не играет роли в снижении уровня заболеваний, связанных с тропическим климатом. В некоторых частях Нигерии комар - разносчик малярии может укусить человека около 300 раз в году, в то время как я уверен, что ни один комар не может заразить меня малярией в Бостоне. Африканцы страдают от 500 миллионов случаев малярии в год, приводящих к двум миллионам смертей. Малярия может уничтожить экономический рост и помешать иностранным инвестициям так же, как война или экономические ошибки в управлении.
Во-вторых, имеют большое значение стратегии национального развития. Страны, которые сознательно избегают участия в мировом рынке посредством жесткого протекционизма, за последние двадцать лет сильно отстали. Страны, выбравшие социализм, стали банкротами. Практика показала, что рост за счет экспорта является необходимым для экономического развития по той простой причине, что странам нужно приобретать технологию на мировом рынке (в большой степени в виде машин высоких технологий), и добиться этого они могут только при достаточных экспортных заработках.
Но свободная торговля - это еще не все. В сегодняшней экономике знаний страны, которые достигли наибольшего успеха, основали свое развитие не только на росте экспорта, но и на крупных инвестициях в науку, технологию и высшее образование. Стратегия комплексного развития, таким образом, требует комбинации глобализации с достаточными инвестициями в общественный сектор.
Многие из протестовавших во время встреч МВФ, Мирового банка и Всемирной торговой организации были плохо информированы о потенциальных выгодах от мирового рынка, но они были абсолютно правы в вопросах о политике глобализации. Многие страны явно не получают выгод от глобализации и все дальше и дальше отстают, оставаясь в условиях экстремальной бедности. Демонстранты также хорошо поняли, что, несмотря на обещания финансовой помощи, отмены долгов и борьбы с заболеваниями - и МВФ и Мировой банк, которые находятся под контролем богатых стран, сделали очень мало.
Поэтому нам необходима новая стратегия глобализации, которая гарантировала бы прибыль от расширения мирового рынка для большей части мира. Богатые страны должны помочь бедным справиться с бременем их географического положения посредством финансирования большой кампании против СПИДа, малярии и других тропических инфекционных заболеваний. Богатые страны могут сделать гораздо больше, чтобы помочь бедным странам стать частью информационно-технологической революции. Они также должны поддержать ученых и университеты в бедных странах, которые способны найти технологические решения для самых глубоких проблем в борьбе с инфекционными заболеваниями, низкой сельскохозяйственной производительностью и деградацией окружающей среды. Только 10 долларов в год на человека могли бы привести к увеличению иностранной поддержки на 10 миллиардов долларов, стать причиной глубоких перемен в качестве жизни, и обеспечить выгоду от глобализации для беднейших народов мира.