АГЕНТСТВО экономических новостей по заказу и с участием "Независимой газеты" продолжает регулярное исследование на тему: насколько эффективна работа представителей коммерческих и государственных структур, депутатов, направленная на лоббирование проектов, которые отражают интересы определенных структур, отраслей, регионов или слоев общества. Речь идет о так называемом цивилизованном лоббировании, не подразумевающем подкуп чиновников или депутатов.
Настоящее исследование проводилось по итогам августа текущего года. Шестьдесят пять экспертов по 5-балльной системе определяли эффективность лоббирования около 190 претендентов - предпринимателей, политиков, чиновников, работа которых связана с лоббистской деятельностью. Причем средняя оценка, поставленная экспертами, соответствовала следующей эффективности лоббирования: от 0 до 1 - очень слабая, от 1 до 2 - слабая, от 2 до 3 - средняя, от 3 до 4 - сильная, от 4 до 5 - очень сильная. В группу экспертов вошли главные редакторы, руководители и экономические обозреватели ряда СМИ (В.Андриянов - "Трибуна", В.Кузьмичев - "Независимая газета", А.Кондратьев - ИД "Коммерсантъ", Б.Леонов - "Труд", Ш.Муладжанов - "Московская правда", С.Туранов - Агентство экономических новостей, Ю.Якутин - "Экономика и жизнь" и другие), руководители и представители государственных, научных, общественных и других организаций, сами лоббисты (В.Ермаков - Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса, В.Желнин - Ассоциация рекламодателей, А.Зудин - Центр политических технологий, Ю.Любашевский - Независимый институт политических технологий, С.Марков - Институт политических исследований, М.Матыцин - Реформ-клуб "Взаимодействие", А.Нечаев - Московский финансовый клуб, В.Никонов - Фонд "Политика", И.Харичев - Центр прикладных избирательных технологий, В.Хомяков - Агентство региональной и прикладной политики), руководители и эксперты ряда крупных коммерческих структур.
Следует отметить, что мы используем понятие "лоббист" в том смысле, в котором оно уже сложилось в России. Лоббистом у нас называют того, кто успешно отстаивает определенные интересы - корпоративные, региональные, цеховые и т.д. Это понятие во многом аналогично применяющемуся политологическому термину лидер "групп интересов". Есть также узкопрофессиональное употребление термина "лоббист", принятое в Национальной ассоциации лоббистов. Оно применяется к тому, кто проводит отдельно оплачиваемую лоббистскую работу по внешнему заказу.
Напомним, что мы относим лоббистов к трем "весовым категориям". Первая - это "первые лица" коммерческих, государственных и политических структур. Все они в большей или меньшей степени занимаются лоббированием, но с разной эффективностью. Вторая - это региональные лидеры. Большая часть их работы состоит в выстраивании взаимоотношений с Центром, которые во многом зависят от эффективности лоббирования различных проектов, связанных с конкретным регионом. Это особенно касается финансовых вопросов, от которых зависят бюджеты регионов, возможность выплаты зарплаты и т.д. Третью группу мы условно назвали "лоббисты-профессионалы". В нее входят известные предприниматели и политические деятели, которые, обладая большими связями, умело используют их для лоббирования интересов близких к ним структур. К этой группе мы также отнесли руководителей крупных общественных объединений, работа которых по определению направлена на лоббирование интересов определенных структур или слоев общества (например, Ассоциация российских банков, Торгово-промышленная палата РФ и т.д.). В эту номинацию вошли также депутаты, которые отличаются постоянством в лоббировании. В ней не представлены депутаты, которые под влиянием различных факторов, в основном конъюнктурного или коммерческого характера, могут лоббировать любые проекты, так как подобная деятельность не входит в рамки "цивилизованного лоббирования". Поэтому в качестве претендентов не рассматриваются, в частности, некоторые "всеядные" руководители фракций.
Разделение лоббистов на категории в некоторых случаях носит условный характер. Но так как критерии оценки и шкала одинаковы для всех категорий, то легко сравнить абсолютные величины эффективности лоббирования представителей любых номинаций. Результаты исследования представлены в трех таблицах.
Основная лоббистская интрига августа, пожалуй, была связана с приватизационным аукционом по нефтяной компании ОНАКО. Большой интерес к ней уже давно проявляет Вагит Алекперов ("ЛУКОЙЛ"), ранее способствовавший назначению своего человека на пост руководителя ОНАКО. Алекперов рассчитывал на создание приватизационного альянса с Михаилом Ходорковским, возглавляющим нефтяную компанию ЮКОС. Однако союза с последней добился Роман Абрамович, неформальный глава "Сибнефти", которому удалось договориться о совместном участии в конкурсе с ЮКОСом и "Стройтрансгазом". Вхождение в этот альянс ЮКОСа некоторые наблюдатели связывают с тем, что Абрамович пролоббировал принятие Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг решения, благоприятного для ЮКОСа. Оно подтверждает право этой нефтяной компании увеличить свое представительство в совете директоров АО "Оренбургнефть", головном предприятии ОНАКО. Привлечение к конкурсу "Стройтрансгаза", основного подрядчика "Газпрома" по строительству газопроводов, судя по всему, объясняется хорошими связями компании с руководством Оренбургской области, где в основном расположена ОНАКО. Между тем попытки "ЛУКОЙЛа" выступить на аукционе в тандеме с англо-голландской компанией Royal Dutch Shell не принесли успеха.
В результате рейтинг Абрамовича увеличился, а позиции Алекперова соответственно ухудшились. Однако следует отметить, что уже в сентябре к конкурсу подключилась Тюменская нефтяная компания, которая победила по результатам аукциона. По-видимому, это повлияет на результаты сентябрьского рейтинга.
В номинации "первых лиц" увеличился рейтинг у Николая Аксененко. Очевидно, это связано с тем, что Владимир Путин поддержал концепцию структурных изменений МПС, реализацию которой лоббирует Аксененко. Согласно этой концепции МПС сохраняет за собой административную сферу, в то время как хозяйственная деятельность переходит к акционерному обществу, полностью принадлежащему государству. Сейчас Аксененко ведет лоббистскую борьбу на два фронта - с Министерством по антимонопольной политике и РАО "ЕЭС России". С МАПом борьба ведется за право регулировать железнодорожные тарифы, 70% которых, в том числе экспортные, в настоящее время контролируется МПС. "Яблоко раздора" с энергетиками - вопрос о задолженности железных дорог за электроэнергию перед дочерними компаниями РАО "ЕЭС России".
Руководитель последнего, Анатолий Чубайс в августе переместился в рейтинге со 2-го на 3-е место, что может быть следствием смены руководства "Дальэнерго". Затяжная война между РАО и администрацией Приморского края закончилась тем, что исполняющим обязанности генерального директора "Дальэнерго" назначен вице-губернатор края по топливно-энергетическому комплексу Юрий Лихойда. Это позволит губернатору Приморья Евгению Наздратенко установить контроль над энергетикой региона. В лоббистский актив губернатору можно также отнести то, что Приморская краевая прокуратура признала незаконной приватизацию АО "Находкинский морской рыбный порт" и АО "Находкинский нефтеналивной порт". Наблюдатели связывают это с намерением Наздратенко реорганизовать порты, которые могут приносить большую прибыль, в государственные унитарные предприятия. В результате позиции губернатора в "региональной" номинации заметно улучшились.
В этой же номинации сменился лидер - московский мэр Юрий Лужков уступил первое место президенту Татарии Минтимеру Шаймиеву. Это можно объяснить тем, что Лужкову пока не удалось окончательно договориться с вице-премьером Алексеем Кудриным об обслуживании внешнего долга Москвы. Дело в том, что после принятия второй части Налогового кодекса, согласно которому доходы перераспределяются в пользу федерального Центра, оплата долга из столичного бюджета стала крайне затруднительна. Рейтинг губернатора Кемеровской области Амана Тулеева, наоборот, увеличился. Его длительная борьба с компанией "МИКОМ", которая ранее контролировала ряд крупных предприятий области, завершилась полной победой Тулеева в результате "раскрутки" уголовного дела, связанного с покушением на убийство губернатора.
В номинации "профессионалов" повысился рейтинг вице-премьера Ильи Клебанова, избранного в августе председателем совета директоров ОАО "КамАЗ". Это избрание лоббировало руководство Татарии, которое надеется на то, что Клебанов будет отстаивать интересы "КамАЗа" в высших эшелонах власти.
Интересно, что назначение другого вице-премьера - Алексея Кудрина - управляющим от России в МВФ вместо руководителя Центробанка Виктора Геращенко практически не повлияло на их рейтинг. Это говорит о том, что упомянутая кадровая рокировка носит технический характер и не связана с лоббистскими усилиями.