СЕГОДНЯ в Праге начнет работу совместная сессия Международного валютного фонда и Всемирного банка. Авторитетные международные финансисты собираются обсудить немало глобальных вопросов (таких, например, как проблема прощения долгов беднейшим странам мира), в том числе и те, которые напрямую касаются России. Несмотря на относительное финансовое благополучие, задача возобновления внешнего кредитования остается для российского правительства актуальной. Деньги от МВФ заложены и в бюджете этого года, и в проекте бюджета на следующий. Кроме того, позиция Фонда особенно важна в связи в предстоящими переговорами о реструктуризации российских долгов перед Парижским клубом. Эффект может дать даже не прямое решение открыть нашей стране новую кредитную линию, а просто положительная оценка Фондом нынешних экономических тенденций в России. Желанная оценка как раз содержится в обзорном докладе о состоянии российской экономики, который рассмотрел и принял к сведению cовет директоров МВФ, состоявшийся в Вашингтоне в минувшую пятницу. Миссия экспертов Фонда работала в Москве еще летом, и успешные для России итоги первого полугодия - прежде всего исполнение бюджета с общим профицитом - не могли пройти мимо ее внимания. Поэтому еще до последней встречи директоров большинство наблюдателей сходились во мнении, что Фонд поставит российскому правительству если не "отлично", то по крайней мере "хорошо".
О том, что в Москве ожидали благоприятных новостей от МВФ, свидетельствует и тот факт, что, когда доклад только готовился, ответственные за сотрудничество с Фондом чиновники, например вице-премьер Алексей Кудрин, подчеркивали, что российское правительство не пыталось оказывать давление на экспертов МВФ и заинтересовано в объективной оценке ими положения в российской экономике. Публикация доклада, которая ожидается в ближайшие дни, также не вызвала возражений в России.
Особенно впечатляющим пунктом доклада можно назвать оценку ожидаемого по итогам 2000 года экономического роста в России - 7%. Это почти в 5 раз выше, чем соответствующие прогнозы специалистов Фонда всего лишь полугодовой давности, когда России предсказывали не более 1,5% роста. Интересно, что МВФ оказался большим оптимистом, чем само российское правительство. Члены кабинета, в том числе и премьер Михаил Касьянов, исходя из замедления экономического подъема во втором полугодии называют в последнее время более скромные цифры - 5,5% роста к концу 2000 года. Что касается прогноза на год следующий, то здесь Фонд оказал своеобразную поддержку нашему правительству. Содержащаяся в докладе оценка роста российского ВВП - около 4% - играет в пользу правительства, которое как раз сейчас старается убедить парламентариев не завышать заложенный в бюджет уровень доходов.
Однако благоприятная оценка экономического состояния России не означает автоматического предоставления нам новых займов. В Праге будет обсуждаться проблема ужесточения контроля над предоставлением и использованием кредитов. Займы МВФ могут утратить едва ли не главную свою привлекательность - доступность. Исполком Фонда уже принял решение о том, что процентная ставка по крупным займам должна быть увеличена, а срок их возврата сокращен. Требования к прозрачности финансовых институтов государств-заемщиков также ужесточатся. В заявлении руководителей МВФ и ВБ Херста Келлера и Джеймса Вулфенсона, обнародованном в начале сентября, подчеркивается, что государства, желающие получить финансовую поддержку этих организаций, должны выполнить три условия: обеспечить свободу торговли (особенно в текстильной и аграрной отраслях), выработать стратегию экономического развития и, главное, стремиться к сокращению внешнего и внутреннего долга.
Старания России соответствовать хотя бы некоторым из этих условий не остаются не замеченными руководителями МВФ, некоторые из которых при этом делают неожиданные выводы о дальнейших перспективах отношений с Россией. Например, первый заместитель директора-распорядителя МВФ Стэнли Фишер заявил недавно, что сейчас нет настоятельной необходимости принимать новую программу сотрудничества России с Фондом. "Россияне справляются без нашей финансовой поддержки и выдерживают хороший темп погашения долгов перед нами. Так и должно быть при успешно развивающейся экономике, - сказал Фишер. - Поживем - увидим, хотят ли они получить новую программу и нуждаются ли в ней... Отношения у нас очень сердечные, но ничто нас не заставляет принимать программу". Как следует из слов Фишера, Фонд пока продолжит только оказание "консультативного содействия" Москве. Между тем проект бюджета на 2001 год, который подготовило российское правительство, должен понравиться нашим международным кредиторам. Одной из главных задач на следующий год провозглашается сокращение внешнего долга - хотя бы на 1%. В связи в этим крупнейшей расходной статьей бюджетного законопроекта является статья об обслуживании внешнего и внутреннего долга, кроме того, на сокращение внешней задолженности должны направляться все дополнительные доходы, которые, возможно, поступят в бюджет. Все это в устах критиков правительства уже получило название "перекоса" бюджета. Так что если российское правительство хочет возобновить полноценное сотрудничество с международными финансовыми организациями, то ему придется приложить немало усилий, чтобы не позволить противникам бюджета изменить в процессе его обсуждения в парламенте основные параметры этого финансового документа.