0
905
Газета Экономика Интернет-версия

19.09.2000 00:00:00

Старые проблемы в новой упаковке

Тэги: налог, экономика


НЕОБХОДИМОСТЬ реформирования российской налоговой системы назрела уже давно. Последние события, происходящие в сфере налогового законодательства, подтверждают, что определенные сдвиги в совершенствовании фискальной системы все-таки происходят. Эксперты Российско-европейского центра экономической политики (РЕЦЭП) в своем ежемесячном отчете представили краткий анализ изменений, которые предлагают внести в Налоговый кодекс российские законодатели. Безусловно, анализ экспертов РЕЦЭП не претендует на всеобъемлющую полноту, однако он однозначно указывает на основные тенденции, зафиксированные в новом законодательстве. Документ оценивает, в какой степени налоговое законодательство России соответствует аналогичным нормативным актам стран - членов ЕС, и особое внимание в нем уделено налогу на добавленную стоимость.

Действующее налоговое законодательство по НДС с начала девяностых годов столь часто подвергалось изменениям и уточнениям, что к настоящему времени превратилось в тяжелый и малопонятный механизм, малопригодный к практическому применению. По мнению экспертов центра, вторая часть Налогового кодекса, впрочем, так же как и первая, содержит ряд технических ошибок, ненужных повторений и некоторое количество неопределенных формулировок, которые порождают противоречивое толкование. К сожалению, новое законодательство по НДС является документом, больше нацеленным на решение формальных задач и борьбу с уходом от налогообложения. Понятно, что такое положение вещей связано с реалиями российского бизнеса, в котором бартерные сделки, взаимозачеты и просто уход от уплаты налогов являются, к сожалению, общепринятой практикой. Можно сказать, что государство в течение последнего десятилетия внедрением своей непродуманной налоговой политики "воспитало" поколение отечественных бизнесменов, сознательно нарушающих закон.

Эксперты РЕЦЭП провели анализ налогового законодательства в сфере НДС по ряду ключевых моментов. Отправным понятием законодательства стран ЕС является "налоговая" реализация, которая признается таковой в том случае, если она осуществляется в связи с основной экономической деятельностью. Это требование не отражено в новом Налоговом кодексе, авторы которого сделали основной упор на том, чтобы распространить сферу действия закона на максимально возможное количество субъектов экономической деятельности.

Определение налогоплательщика в российском законодательстве в целом соответствует законодательству стран - членов ЕС, однако в России налогоплательщик определяется без учета специализации его экономической деятельности: все юридические лица, индивидуальные предприниматели и импортеры признаются налогоплательщиками, подлежащими регистрации для уплаты НДС. В то же время для всех субъектов хозяйственной деятельности предусмотрена возможность освобождения от уплаты НДС, если их оборот не превышает определенного минимума. Эта идея таит в себе угрозу потерь бюджетных доходов: естественно, соблазн начать дробление предприятий с целью освобождения от НДС достаточно велик. Также следует заметить, что в новом законодательстве не нашла отражения идея консолидированного налогоплательщика НДС, которая позволила бы упростить сбор налогов с объединений, состоящих из нескольких предприятий за счет анализа оборота между ними. Более того, авторы закона претворили в жизнь прямо противоположную идею, введя норму, в соответствии с которой все отделения одного и того же юридического лица обязаны регистрироваться в качестве отдельных налогоплательщиков. Это еще один яркий пример того, как желание государства максимально перекрыть все пути ухода от налогов преобладает над элементарной экономической целесообразностью.

Принципы определения момента реализации, то есть принципы возникновения налоговых обязательств в российском законодательстве принципиально отличаются от европейских. В странах - членах ЕС моментом реализации товаров считается день отгрузки или день фактического предоставления услуг. Момент возникновения налогового обязательства в новом российском Налоговом кодексе остался прежним: в зависимости от методов бухучета, что позволяет предприятиям самостоятельно определять, на основе какого из двух методов они будут облагаться налогом: кассового или методом начислений. Воспроизведение в новом налоговом законодательстве старого положения, в соответствии с которым право на зачет НДС предоставляется налогоплательщику только после уплаты его поставщику, дает повод говорить об отсутствии прогресса в этой области.

Не слишком обоснованными в новом законодательстве выглядят ссылки на еще не принятые таможенные правила, которые призваны установить порядок уплаты налогов по экспортно-импортным операциям со странами СНГ. В общем-то, не слишком логично выстраивать положения нового закона на основе еще не утвержденного другого.

Сейчас пока практически невозможно сказать, как новая налоговая система отразится на реальном положении налогоплательщиков, ибо эффект от введения новых правил наши сограждане, как всегда, проверят на себе опытным путем в течение ближайших года-двух.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
598
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2320
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1530
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1162

Другие новости