ВСЕ БОЛЬШЕ наблюдателей сходятся в выводах в том, что банковская система России находится на пороге больших перемен. Положительные перемены еще не привели к принципиальному перелому ситуации, пока руководители ЦБ говорят с большей или меньшей долей оптимизма о степени оздоровления банковского сектора и о том, как его завершить. Все еще не удается решить одну из главных проблем российской финансовой системы - заставить работать в экономике избыточную денежную массу, оседающую на корреспондентских счетах ЦБ, хотя в последние дни и наблюдается их некоторое снижение. Только за три дня (с 8 по 11 сентября) остатки средств кредитных учреждений на корсчетах уменьшились с 87,68 млрд. руб. до 81,45 млрд. руб. Однако цены на нефть, которые, несмотря на все меры ОПЕК, останутся, по крайней мере на ближайшие месяцы, очень высокими, пока не обещают сокращения притока валюты в Россию. Следовательно, учитывая правило 75% продажи валютной выручки экспортеров, проблема излишней денежной массы в обозримом будущем сохранится. Тем более что вложения в реальный сектор, которые были бы естественным выходом в условиях более здоровой экономики, для российских банков остаются сопряженными со слишком высокими рисками. Многие из ключей, позволяющих решить эту проблему, находятся в руках Центробанка, который с помощью таких инструментов, как валютные интервенции для поддержания курса рубля, изменение ставки рефинансирования, выпуск облигаций и уже упоминавшееся регулирование уровня продажи валютной выручки полностью контролирует ситуацию на финансовом рынке.
В этой связи интересны последние заявления ряда руководителей Центрального банка, сделанные на конференции "Развитие банковской системы в России: современные проблемы и перспективы". Так, например, стало известно, что 1 октября ЦБ представит Думе проект денежно-кредитной политики на 2001 год. По словам первого заместителя председателя ЦБ Татьяны Парамоновой, в документе будут сформулированы задачи второго этапа реструктуризации российской банковской системы, сутью которого должно стать восстановление, а затем и превышение докризисного уровня капитализации банковской системы. ЦБ намерен проводить гибкую политику в отношении курса рубля, сделав его более "плавающим". Как заявила Парамонова, это позволит ЦБ свести к минимуму расход валютных резервов, рост которых в последние недели замедлился. Игроки на валютном рынке, со своей стороны, могут теперь надеяться получить большую, чем раньше, свободу действий.
Есть и другие направления, по которым Центробанк собирается пойти навстречу участникам финансового рынка. Сейчас в ЦБ изучают возможность снижения нормы обязательной продажи валютной выручки. Кроме того, уже до конца года могут быть выпущены облигации Банка России, но прежде, как сообщила зампред ЦБ, должен быть решен вопрос о налогообложении этих ценных бумаг. А в 2001 году коммерческие банки смогут воспользоваться возможностью открывать в ЦБ депозиты "до востребования". Напомним, что сейчас максимальный срок такого депозита составляет три месяца.
Обещано и дальнейшее сокращение ставки рефинансирования ЦБ, которое стало возможно благодаря снижению инфляции. При этом в своем прогнозе Татьяна Парамонова допустила, что инфляционные показатели, заложенные в бюджет этого года, могут быть превзойдены и составить не 18%, а 20%. Вообще, говоря о макроэкономических показателях, заложенных в проекте бюджета, Парамонова поддержала осторожные прогнозы правительства, и в частности его скептицизм, относительно цен на нефть в будущем году.