Cегодня российское правительство попытается сделать еще один шаг по пути реализации недавно утвержденной программы первоочередных мер. Будет обсуждаться вопрос о сокращении количества ставок импортных таможенных пошлин. Вместо нынешних семи уже с 1 января 2001 года могут остаться только четыре - 5, 10, 15 и 20%. Применяемая сейчас ставка в 30%, если и сохранится, то лишь в отношении сахара и сигарет, а социально значимые товары, такие, как инсулин или инвалидные коляски, ввозиться будут беспошлинно. Между тем, хотя решение об унификации ставок еще не принято, в заинтересованных кругах уже подсчитывают его возможные положительные и отрицательные последствия.
На первый взгляд логика действий правительства понятна и вполне вписывается в русло его намерений сократить сферу регулируемой экономики. Снижение уровня импортных пошлин требуется от России и в связи со вступлением в ВТО. Кроме того, правительство для защиты своей позиции использует аргументацию, напоминающую ту, которая применялась при недавнем обсуждении в парламенте налоговой реформы, в частности при введении единой ставки подоходного налога. Вновь говорится об отмене тех требований закона, которые заведомо никем не выполняются, и о стимулировании предпринимателей отказываться от "серых схем", позволяющих не платить в бюджет. Сейчас импортеры используют в своих интересах большое количество действующих таможенных ставок, указывая в декларациях неверное наименование ввозимого товара, чтобы подвести его под более низкую ставку. Самые высокие ставки (30 и 25%) фактически не работают или прямо поощряют контрабанду, и путем их отмены авторы реформы рассчитывают сократить масштаб злоупотреблений. Впрочем, по мнению директора Института конъюнктуры аграрного рынка Елены Тюриной, импортеры и при новых ставках вполне смогут "экономить" на импортных пошлинах. К примеру, ту же индюшатину или курятину можно ввозить не как готовую продукцию (ставка 15%), а как сырье для мясоперерабатывающей промышленности и заплатить за ввоз уже 5%.
При составлении новой структуры импортных тарифов учитывалась и необходимость стимулирования отечественного производителя. Самые высокие ставки (20%) коснутся оборудования и товаров народного потребления, а самые низкие (5%) - сырья. Предполагается снизить ставки на технологичное оборудование, аналоги которого не выпускаются в России. При этом производится унификация ставок пошлин внутри однородных групп товаров, что для некоторых важных отраслей российской промышленности может иметь негативные последствия. В последние годы из-за большой разницы между пошлиной на сырье и готовую продукцию в Россию выгодно было ввозить табак и нефасованный чай - таким образом создавалась почва для роста местного производства. После унификации ставок цены на эти продукты широкого потребления могут возрасти. Такая же участь может постичь и фрукты, например цитрусовые, если они подпадут под ставку, предусмотренную для готовой сельскохозяйственной продукции, - 15%. Повышая цену на тропические плоды, правительство вряд ли чем-либо поможет российским аграриям. Впрочем, пока у правительства еще есть время и возможность обратить внимание на проблемы импортеров и конечных потребителей ввозимых товаров.