В прошлый четверг на заседании правительства с небольшими замечаниями был одобрен новый проект закона о приватизации, который, по замыслу авторов, должен открыть дорогу либеральному правительству к масштабной распродаже оставшихся в собственности государства предприятий. Минимущество надеется, что закон будет утвержден Госдумой в начале 2001 года, хотя и ожидает весьма серьезной критики как со стороны правых, так и левых фракций в нижней палате парламента.
Сам законопроект пока имеет гриф "для служебного пользования", однако даже по предоставляемой чиновниками министерства информации уже сейчас можно сделать не самые утешительные выводы. Политика разгосударствления экономики не только не изменилась в лучшую сторону, но и стала еще более удобной для различного рода "проявлений воли чиновников".
Итогом прошедших в стране этапов приватизации стала на первом этапе, по мнению многих экономистов, практически полная разбалансировка производственных секторов экономики. Частный же сектор долгое время жил по каким-то своим, не имеющим отношения к рыночным, законам, правилам, и доход, приносимый им в казну государства, даже сейчас абсолютно не сопоставим с тем, что планировалось первоначально.
Именно эту убогую модель приватизации, приведшую к столь разрушительным для российской экономики последствиям, и был теоретически призван поправить новый закон. Кроме того, по замыслу авторов, одобрение этого законопроекта позволило бы решить задачу по масштабной распродаже оставшихся в собственности государства предприятий - за три ближайших года кабинет министров планирует передать в частную собственность тысячи предприятий. Однако на деле можно с полным основанием говорить о фактической преемственности курса нового правительства в отношении госсобственности. Суть нового закона сводится к очень простому принципу: фактически процессом приватизации будут управлять только чиновники. В качестве революционных изменений преподносится расширение инструментария продаж. Теперь насчитывается целых 14 способов приватизировать понравившееся предприятие. Самые простые из них - продажа путем прямых переговоров с инвестором и передача акций в доверительное управление.
Все подлежащие продаже предприятия будут поделены на три основные группы в зависимости от степени их ликвидности. В первую группу войдут предприятия, на которые имеется высокий инвестиционный спрос. Продажа их будет осуществляться на аукционах, спецаукционах и путем размещения ценных бумаг на фондовых рынках.
Во вторую группу войдут объекты ограниченного спроса. Способы реализации этого имущества будут включать варианты, предусмотренные для первой группы, а также проведение коммерческих конкурсов с пакетом условий.
Низколиквидные предприятия третьей группы закон позволит выкупать его работникам, арендовать имущество с правом последующего выкупа, передавать имущество или акции предприятия в доверительное управление. Именно к этой группе предприятий и относится способ прямых продаж.
И все эти процессы будут осуществлять представители исполнительной власти. Не нужно обладать особой фантазией, чтобы понять, какие способы обхода закона может придумать недобросовестный чиновник - начиная от выгодного "перетекания" предприятий первой элитной группы в третью "с облегченным доступом" и заканчивая различными манипуляциями с формами продажи. Если учесть, что по новому закону в процесс приватизации планируется привлечь интеллектуальную собственность и земельные участки, на которых расположены предприятия, путем внесения их в уставный капитал, то фактически можно говорить о начинающейся в стране прямой продаже земли.