Несмотря на выдержанные в победных тонах сообщения российских экономических ведомств о благоприятных для национальной промышленности итогах первого полугодия 2000 года, здравый смысл подсказывает наблюдателям, что перспективы российской экономики остаются довольно туманными. Хотя в первой половине года отечественная промышленность развивалась беспрецедентно быстро, увеличив объем производства на 10%, а в консолидированном бюджете страны вдруг образовался профицит в 108,2 млрд. руб., достаточно очевидно, что эта тенденция носит главным образом конъюнктурный характер.
Нечто сходное высказал недавно и глава Минэкономразвития РФ Герман Греф, который, хотя и предрек по итогам года рост ВВП в 5,5%, в то же время признал, что, не будь слабого рубля и высоких цен на нефть, экономический рост в России уже сейчас не был бы выше 1,5%. Биржевые аналитики отмечают сходство нынешней ситуации с началом 2000 года, когда, казалось бы, все предпосылки для экономического роста и притока инвестиций были созданы, но инвестиции так и не пришли.
Движение по этому замкнутому кругу, судя по всему, может продолжаться до тех пор, пока промышленность России не увеличит свою привлекательность для инвесторов, будь они зарубежными или отечественными. Вместе с тем даже временное улучшение ситуации в экономике, несомненно, стимулирует национальные промышленные круги, а также государственное руководство хоть в чем-то улучшить положение дел. Во всяком случае, укрепление государственных финансов и оживление в промышленности делают возможным переход от порядком всем надоевшей стратегии выживания предприятий к стратегии их постепенного развития.
Хотя необходимость совместных действий государства и промышленности была осознана довольно давно, момент истины в этом отношении наступил только после августа 1998 года. Неформальные клубы и неправительственные организации промышленников, предпринимателей и производителей возникали один за другим, демонстрируя интерес верхушки экономически активных слоев населения к продвижению своих интересов.
Несмотря на то что еще в 1991 году был образован Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) во главе с Аркадием Вольским, в 1998 году депутат Госдумы Иван Грачев создал движение "Развитие предпринимательства". В конце прошлого года топ-менеджер РАО "Норильский никель" Дмитрий Зеленин объявил о создании профессиональной корпорации управленцев - "Ассоциации менеджеров России" (АМР). Наконец, в феврале 2000 года возникло движение "Мобилизация и развитие" (МИР), во главе которого стал известный предприниматель Лев Черной. Сегодня эти союзы предпринимателей стали заметной силой. В частности, РСПП имеет отделения в 76 регионах и сторонников - в 89, "Развитие предпринимательства" - в 44 субъектах РФ, "Мобилизация и развитие" - сторонников в 70 регионах и планирует к концу года создать около 20 отделений. Строительство региональных отделений планирует и "Ассоциация менеджеров России".
По большому счету, все эти объединения исповедуют сходную идеологию (необходимость возрождения России, проведения рациональной промышленной политики, установления стратегического партнерства между промышленниками и государственной властью). Благодаря усилиям этих ассоциаций в России уже сегодня осуществляется ряд важных программ в области экономики. В частности, РСПП оказывает помощь продвижению российских товаров на внешние рынки, АМР реализует проект "Золотой кадровой резерв России", МИР продвигает инвестиции в высокотехнологический сектор, в частности в новые технологии для энергетики.
Нетрудно заметить, что в результате деятельности этих ассоциаций возникает чрезвычайно благоприятная среда для совместных действий властей и промышленников, направленных на выход из замкнутого круга "зависшей" экономики. Так что, судя по всему, использование накопленного промышленниками потенциала - дело весьма недалекого будущего.