РЕЗКОЕ улучшение качества телефонной связи в крупных городах России и увеличение числа и протяженности каналов связи как внутри страны, так и за рубеж связано с внедрением оптоволоконного (ОВ) кабеля. Его пропускная способность по сравнению с традиционным медным выше в сотни и тысячи раз. Кроме того, ОВ-кабелем пользуется телевидение.
А начиналось все в 1979-1980 годах, когда в основном по линии разведки в Россию поступила информация о применении ОВ-кабеля за рубежом. Первая группа по изучению проблемы была создана в НИИ кабельной промышленности уже в 1983 году. Из-за ограничений КОКОМ приходилось разрабатывать технологии производства как кабеля, так и самого оптического волокна для него. Последнее оказалось самым сложным делом, и до сих пор Россия ввозит полуфабрикаты для производства волокна, но об этом ниже.
Первые магистральные линии оптоволоконной связи были построены еще до 1991 года между Ленинградом и Минском, Ленинградом и Волховстроем. Потом наступил спад, связанный с общим кризисом промышленности. Но развитие капитализма в России не могло идти без создания надежной и быстродействующей связи. КОКОМ к этому времени "умер", и ситуацией воспользовались иностранные компании, которые стали поставлять в Россию ОВ-кабель. Бизнес был настолько прибыльным, что к нему сразу же подключился ряд российских кабельных заводов и частных фирм - в основном выходцев из НИИ кабельной промышленности. Так, "Эликс-Кабель" получила часть контракта, который выполнял немецкий Siemens. На пользу отечественных производителей сыграло то, что их кабель выдерживал низкие температуры и хорошо работал в зимних условиях. Годовые заказы только "Ростелекома" одному лишь "Эликс-Кабелю" достигали 1,5-2 тыс. км. "Проснулись" и крупные кабельные заводы, которые первоначально смотрели на оптоволоконную продукцию как на дорогую игрушку. Для ускорения процесса выхода на рынок они создали СП с такими ведущими иностранными производителями, как японская "Фуджикура" ("Москабель"), "Лусент Технолоджи" ("Воронежкабель").
Несмотря на то что и оборудование, а участок по производству ОВ-кабеля стоит 5-7 млн. долл., и практически все комплектующие импортируются, цена отечественной продукции оказалась в 2-3 раза ниже закупаемой за рубежом. В результате импорт готового оптоволоконного кабеля сошел на нет. Внутренняя конкуренция привела к тому, что цены упали еще на 40-50% (сейчас в стране действуют 8 производителей такого кабеля).
По словам генерального директора "Эликс-Кабеля" Леонида Рысина, иностранные производители оптического волокна, а это основа ОВ-кабеля, поняли, что российский рынок закрыт. Они стали придерживать поставки волокна и поднимать на него цену. Так что наступил момент для российских предпринимателей заняться разработкой технологии производства оптического волокна. А рынок на него развивается высокими темпами. Так, только в прошлом году было проложено 350 тыс. км кабеля. Это больше, чем за всю предыдущую 10-летнюю историю оптоволоконной связи России. Наряду с "Ростелекомом" появился такой крупный заказчик, как "Транстелеком", принадлежащий МПС. 16 региональных компаний-операторов его ежемесячно вводят до 3 тыс. км магистральных ОВ-линий, и к концу 2001 года они пройдут через 56 регионов России. Будет создан самый большой сегмент оптоволоконного кольца Северного полушария пропускной способностью 20 Гекабит в секунду через каждую жилу кабеля. Такая пропускная способность позволяет передавать по нему десятки телевизионных программ и информацию Интернета (за один год число пользователей этой всемирной паутиной в России возросло в 2,5 раза).
Российские производители начинают осваивать и производство ОВ-кабеля для такого быстро растущего рынка, как локальные компьютерные сети. Здесь пока что монополистом выступает "Эликс-Кабель". Предлагаемая им цена - 1 долл. за 1 м кабеля - уже на 40% ниже, чем на импортный. Это привело к тому, что все иностранные компьютерные фирмы, работающие в нашей стране, перешли на российский кабель.
Следующая высота, которую предстоит преодолеть российским кабельным заводам - выход со своей продукцией за рубеж. Пока что ее закупают Белоруссия, Украина. Ведутся переговоры со странами Прибалтики, где доминируют польские фирмы. А вот в США против продукции Самарского кабельного завода лоббирование шло на уровне сената, хотя она получила сертификат этой страны.
И последнее. Внешне оптоволоконный и медный кабели ничем не отличаются, хотя для воров представляют интерес только последние. Поэтому "Ростелеком" и "Транстелеком" вынуждены закладывать параллельно кабелям широкую ленту, на которой написано "Кабель с оптическим волокном". Но и это не всегда спасает.