ЗАЩИТА внутреннего рынка по-прежнему остается актуальной проблемой для России. В экономических дискуссиях на протяжении ряда лет сталкиваются крайние идеи жесткого протекционизма и полной открытости рынков. Несколько более практическими вопросами занимаются наши экономические дипломаты, ведущие переговоры о вступлении России в ВТО. Наконец российскому правительству, которое месяц от месяца отслеживает ситуацию на мировых рынках, приходится принимать конкретные решения о том, как регулировать товарные потоки, пересекающие границы страны в обе стороны.
Таможенные пошлины остаются важным инструментом в руках государства, которое с их помощью сдерживает в одних случаях импорт, а в других - экспорт. Последние решения правительства подтверждают эти тенденции. Хотя первая половина августа пройдет без пленарных заседаний российского правительства, жизнь в Белом доме отнюдь не замерла - там продолжают работать различного рода комиссии и рабочие группы. На днях состоялось заседание Комиссии по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике. Хотя в соответствии с новым распределением обязанностей в кабинете, курировать эту правительственную структуру должен вице-премьер Алексей Кудрин, однако из-за визита последнего в Италию заседание провел прежний глава комиссии Виктор Христенко. Принятые на нем решения как раз и можно рассматривать в контексте проблемы поддержания стабильности на внутреннем рынке. Решений, собственно, было два - импортные пошлины на крахмал увеличиваются на 30%, а экспортные пошлины на бензин и дизельное топливо устанавливаются отныне на уровне в 25 евро за тонну. В силу эти решения вступят через месяц после подписания премьером соответствующего постановления, то есть, с учетом необходимых бюрократических процедур, примерно 15 сентября.
Повышение пошлин на дизтопливо и все марки бензина, как предполагается, приведет к улучшению наполнения внутреннего рынка нефтепродуктами. Это представляется логичным - ведь еще памятен бензиновый кризис прошлого лета. На этот раз приняты меры по его недопущению. Впрочем, у повышения пошлин есть и фискальная сторона - как прогнозируют в правительстве, эта мера даст бюджету 20 млн. долл. дополнительных доходов.
Примечательно, что, затруднив экспорт российских производителям бензина и дизельного топлива, правительство в то же время развеяло их опасения относительно базы для мониторинга цен на сырую нефть. Решено, что менять ее не будут. Как и сейчас, экспортные пошлины на нефть станут рассчитывать на основе цены на российский Urals, а не на более дорогой Brent.
Крахмал, конечно, не самый "эффектный" товар в номенклатуре мировых рынков, но принятые относительно него меры связаны с весьма важной для России проблемой - как оградить свой рынок от иностранных товаров, на которые производитель с целью подавления российских конкурентов установил искусственно заниженные цены, то есть от демпинга. Вчера "НГ" уже писала о торговых войнах, которые приходится сейчас вести России, чтобы продвинуть на внешний рынок продукцию отечественных металлургов, против которой незаконно применяют антидемпинговые процедуры. Установление импортных пошлин на крахмал в размере 40% связано с борьбой с демпингом уже на внутреннем рынке. 10% новой ставки составляет уже существующая пошлина, а 30% представляют собой специальную надбавку на период расследования по вероятным фактам демпинга, которое может продлиться до полугода. Исход расследования неизвестен, но возможно, за это короткое время отечественные производители крахмала смогут несколько поправить свое катастрофическое положение. По словам вице-премьера Виктора Христенко, мощности их предприятий сейчас загружены лишь на 2%, то есть фактически стоят. Однако пока российский крахмал не начнет вновь поступать в достаточном количестве на рынок, цены на этот продукт вырастут, как и произошло ранее при аналогичных обстоятельствах с сахаром. По данным АО "Моссахар", только за первые десять дней после повышения пошлин цена сахара в розничной торговле столицы повысилась на 23%. Крахмал же достаточно широко используется в пищевой промышленности, и его подорожание может отразиться на цене многих товаров. Так что поддержка отечественного производства имеет вполне реальную социальную цену.