ПЛАВНОЕ снижение курса доллара уже успело вызвать не одну дискуссию, в том числе и между представителями правительства и Центрального банка, о необходимости корректировки валютной политики государства. Однако тщательный анализ складывающихся в национальной экономике тенденций заставляет утверждать, что вовсе не укрепление рубля повинно в ухудшении условий для роста производства в реальном секторе. Главной причиной является постепенное ухудшение инвестиционного климата в России.
КОМУ НЕОБХОДИМО СНИЖЕНИЕ КУРСА ДОЛЛАРА
Причина разногласий между правительством и Центробанком РФ по вопросу о валютном курсе очень проста. Правительство ответственно в первую очередь за развитие реального сектора и бюджетную сферу, а Центральный банк - за стабильность рубля и банковской системы.
Реальному сектору необходим низкий курс рубля. Это стимулирует экспорт, дает толчок развитию национальной промышленности, снижая конкурентоспособность импортных товаров на российском рынке. Понижение валютного курса облегчает сбалансирование бюджета. Доходы экспортеров, а следовательно, и их отчисления в бюджет в рублевом эквиваленте повышаются. Прибыли национальных производителей, наращивающих импортозамещающее производство, тоже растут, и пропорционально этому росту увеличиваются бюджетные поступления.
С точки зрения экономической безопасности, под которой в условиях глобализации движения капиталов мы понимаем прежде всего политику, позволяющую избежать собственного финансового кризиса и минимизировать отрицательное воздействие волн мировых кризисов с эпицентром в других регионах, тоже лучше иметь недооцененную, чем переоцененную национальную валюту. В случае кризиса инвесторы конвертируют ее в иностранную и переводят за рубеж. Когда валюта недооценена, уничтожать активы в ней менее выгодно, чем когда она переоценена, поскольку за то же количество национальной валюты инвестор получает больше иностранной валюты.
Официальные заявления правительства о намерении понизить курс, не подтверждаемые фундаментальными экономическими показателями, приводят лишь к краткосрочному понижению курса и временной дестабилизации рынка. После чего курс снова начинает подниматься. Благоприятная конъюнктура мирового рынка на топливо и сырье обусловливает высокие доходы российских экспортеров. А ввиду того, что в последние двенадцать месяцев рост экспорта в несколько раз опережает темпы роста импорта, спрос на валюту существенно отстает от ее предложения. И лишь ЦБ снимает напряжение на рынке, пополняя официальные золотовалютные резервы. За первое полугодие 2000 г. они увеличились на 8,4 млрд. долл., или росли в среднем на 1,4 млрд. долл. в месяц, а за первые две недели июля пополнились еще 1,5 млрд. долл.
Реальному сектору необходим также дешевый кредит. Однако при падающем рубле удешевление кредита невозможно: падение валютного курса согласно экономической теории должно сопровождаться ростом процентных ставок. Таким образом, намерение правительства плавно понижать курс рубля вступает в противоречие с его желанием иметь низкие процентные ставки.
Процентные ставки - это плата за услугу пользования капиталом, и как цена на любой товар в нормально работающей экономике не должна быть отрицательной. В 1992-1993 гг. в России была высокая инфляция, рост процентных ставок отставал от роста инфляции и реальные ставки были отрицательными. Предприятиям было выгодно брать кредиты: к моменту их возврата, если таковой и происходил, деньги дешевели. В экономике возникла проблема неплатежей. В 1994-1998 гг. рубль не обесценивался пропорционально росту инфляции. Переоцененный рубль тормозил рост национальной промышленности и экспорта, стимулировал увеличение импорта, усиливал перекосы в экономике и создавал угрозу экономической безопасности. Закончились эти манипуляции с курсом финансовым кризисом.
В настоящее время повышение курса рубля позволяет ЦБ РФ понижать стоимость кредита. В III квартале 1999 г. ставка рефинансирования равнялась 60%, в начале 2000 г. - 45%. В текущем году она понижалась уже четыре раза и к настоящему времени достигла 28%. Но и эта ставка в полтора-два раза выше той, при которой реальный сектор мог бы воспользоваться банковскими кредитами.
Повышение курса рубля обусловлено необходимостью наращивания золотовалютных резервов и обслуживания российского внешнего долга, превышающего 90% ВВП. При более высоком курсе рубля снижаются расходы на покупку иностранной валюты, в которой выплачиваются российские долги. Российская долговая проблема приобрела долгосрочный характер. Погашение задолженности растянется как минимум на несколько десятилетий. А если Россия не добьется существенного ускорения роста ВВП, то будет постоянно находиться под угрозой нового суверенного дефолта.
Рост золотовалютных резервов имеет огромное значение для поддержания стабильности рубля и восстановления доверия инвесторов. Это убедительный признак повышения платежеспособности страны. После финансового кризиса 1997-1998 гг. центральные банки некоторых развивающихся стран публиковали данные о росте золотовалютных резервов на еженедельной основе. По этому пути идет и ЦБ РФ, увеличивший официальные золотовалютные резервы в период с начала текущего года до середины июля с 12,4 млрд. до 22,3 млрд. долл.
Вместе с тем в отсутствие на российском финансовом рынке пользующихся спросом финансовых инструментов, наращивание золотовалютных резервов ведет к понижению реального курса рубля, поскольку эмитируемые для покупки долларов рубли пока не удается стерилизовать. В связи с этим ЦБ вынужден держать депозиты коммерческих банков на своих счетах, выплачивая по ним проценты. Центральный банк может покупать валюту для пополнения золотовалютных резервов не только за счет эмиссии рублей, но и путем использования хранящихся у него обязательных резервов коммерческих банков и их депозитов, по которым он начисляет проценты (последнее имеет смысл, если ставки по указанным депозитам ниже, чем по валютным активам ЦБ). Об этом может свидетельствовать отставание с учетом временного лага роста денежной массы М2 от роста золотовалютных резервов.
Тем не менее денег в экономике становится больше, и это позволяет сокращать бартер и суррогатные расчеты. Однако концентрируются денежные средства преимущественно в банковском секторе и в реальный сектор не идут. В результате избыточные резервы банков быстро увеличиваются и уже достигли предкризисной величины в 80 млрд. руб., по оценке экспертов, процентов на 20 превышая нормальную для нашей экономики величину в 65-68 млрд.руб.
ИНВЕСТОРЫ НАПУГАНЫ
Банковские ресурсы восстановились, но капитализация банковской системы очень мала и составляет примерно 135 млрд. руб., или около 5 млрд. долл., из которых 12% принадлежит иностранцам. И хотя банки сейчас аккумулируют большие привлеченные средства, они не могут кредитовать экономику, не выходя за установленные нормы кредитного риска, рассчитываемые по отношению к собственному капиталу, из-за недостаточного собственного капитала. Слабые банки лишают экономику запаса прочности. Исправить положение путем развития консорциального кредитования, как предлагают некоторые банкиры, при нынешнем состоянии банковской системы невозможно. Организация нескольких крупных консорциальных кредитов может исчерпать большую часть возможностей кредитования всей банковской системы, составляющих по отношению к ее капитализации постоянную величину.
Рекапитализация банковской системы проводится правительствами из средств бюджета на заработанные экономикой деньги, а не за счет эмиссии денег Центральным банком, способной только увеличить инфляцию. Однако в бюджете 2000 г. на эти цели не было выделено сколь-либо существенной суммы. Это ограничивает возможности и снижает эффективность деятельности Агентства по реструктуризации кредитных организаций (АРКО). Уходит драгоценное время, отпущенное для восстановления финансового рынка и экономики в целом, растет цена, которую заплатит за это страна.
Собственный капитал банковской системы и ее возможности кредитовать экономику не увеличиваются. Но и экономика не обнаруживает повышения потребности в кредите. По некоторым оценкам отношение спроса на деньги к их предложению в России сейчас критически низкое (между 1,5 и 1,2) и продолжает падать. Причина - неблагоприятный инвестиционный климат. Августовский 1998 года финансовый кризис привел к снижению жизненного уровня среднего класса, усугубил нищету основной части населения, усилил разрыв в уровне доходов между богатыми и бедными и социальную напряженность в обществе, сузил социальную базу демократии и создал благоприятную почву для передела собственности.
Политическая нестабильность, сигналы о начавшемся переделе собственности отпугивают инвесторов, а снижение доходов населения замедляет рост потребительского спроса и ограничивает возможности расширения производства товаров и услуг. В результате вложения в основной капитал растут крайне медленно. Даже экспортеры ТЭКа, получая во много раз больше прибыли, чем в предыдущем году, при росте цен за последние два года в 3 раза увеличили вложения в основной капитал лишь в 2 раза, остальные средства они расходуют непроизводительно или уводят из страны.
Отсутствие прозрачности в деятельности российских госучреждений и частных фирм, вошедшее в систему невыполнение обязательств вызывает недоверие мирового экономического сообщества к России, понижает ее кредитный рейтинг. Подтверждением служит прецедент cо швейцарской фирмой "Noga". Непредусмотрительность правительства при заключении контракта с указанной фирмой сделала его выполнение невыгодным для российской стороны, что осложнило внешнеэкономическую деятельность и привело к аресту заграничных счетов российских государственных организаций и Центрального банка. Счета ЦБ РФ удалось вывести из-под ареста, ввиду того что его активы не являются собственностью государства. В контексте этих событий вызывает удивление внесение Думой поправок к закону о ЦБ, согласно которым его активы перейдут в собственность государства, ведь тогда такие аресты станут правомерными.
Неопределенность в отношении независимости ЦБ отрицательно сказывается на инвестиционном климате. Несмотря на то что Дума стала послушной правительству и проводит все нужные ему законы, ею по-прежнему муссируются поправки, лишающие независимости ЦБ, хотя она имеет первостепенное значение для снижения инфляции, стабилизации экономики, ускорения роста ВВП и повышения уровня жизни населения (см. статью авторов в "НГ" от 17 апреля 1999 г.). Принятие указанных поправок приведет к потере оперативной управляемости денежной системы, усилит инфляционный налог на население и будет воспринято инвесторами и мировым сообществом как отказ от демократических принципов управления экономикой и нарушение прав граждан. Депутаты, вносящие такие поправки, рискуют лишиться доверия избирателей.
Было бы также заблуждением полагать, что иностранные инвесторы придут в Россию только потому, что им "некуда деваться", или поскольку российские акции сильно недооценены. В мире существует острейшая конкуренция за привлечение иностранного частного капитала, а мировой финансовый кризис 1997-1998 гг. изменил менталитет инвесторов. Для них стало очевидно, что высокие прибыли на финансовых рынках развивающихся и трансформируемых стран объясняются высокими рисками потери не только прибыли, но и самого капитала. Например, на каждый доллар, вложенный в российские ГКО, иностранные инвесторы вернули лишь 10-15 центов. Нарушали "правила игры" и другие страны. В 1998 г. Малайзия, чтобы не допустить крупной девальвации ринггита, ввела на год запрет на выход инвесторов со своего финансового рынка, а в дальнейшем обложила регрессивным налогом, растянув его таким образом на два года.
Отток капиталов на рынки развитых стран и в первую очередь США в наименее рисковые государственные долговые ценные бумаги, так называемый выход в качество затронул в 1997-1998 гг. все новые финансовые рынки. Восстановить доверие инвесторов и привлечь крупные инвестиции удалось лишь немногим из развивающихся и трансформируемых стран. В их числе Южная Корея и Бразилия, приток иностранного капитала в экономику которой в 1999 г. составил 30 млрд. долл. Но эти страны в отличие от нас потратили десятки миллиардов долларов на рекапитализацию банковской системы, добились прозрачности в деятельности государственных институтов и корпораций, восстановили доверие инвесторов.
ДОВЕРИЕ ВКЛАДЧИКОВ МОЖНО ВОССТАНОВИТЬ
Иностранный капитал приходит туда, где банковская система пользуется доверием населения и развит финансовый рынок, на котором иностранные компании могут мобилизовать дополнительные средства. В США еще в 1968 г. был принят закон, в соответствии с которым дочерние фирмы, открываемые американскими корпорациями за границей, должны мобилизовать капитал для своей деятельности на местных финансовых рынках, а не получать средства от материнской компании, расположенной в США. Существенного увеличения притока капитала из-за границы в Россию не произойдет, пока для восстановления доверия населения к банковской системе не будет создана государственная корпорация по страхованию депозитов. Американская федеральная корпорация по страхованию депозитов была образована государством с участием американских банков сразу после Великой депрессии в 1932 г. Таким образом, в США раз и навсегда был решен вопрос восстановления доверия американского населения к банковской системе. Правда, для этого президент США Франклин Рузвельт, будучи фигурой исключительно популярной, пользующейся доверием нации, выступал с еженедельными часовыми обращениями по радио к американскому народу, в которых призывал американцев поверить банкам и нести в них деньги, потому что вновь созданная корпорация могла обеспечить сохранность их сбережений. Федеральная корпорация имела двоякую функцию - обеспечение сохранности вкладов и надзора за банками - ее членами в рамках установленных ею более жестких правил ведения банковского бизнеса.
Для создания благоприятного инвестиционного климата следует приложить усилия к скорейшему вступлению России в ВТО, не откладывая его на 7-10 лет, как предлагают некоторые экономисты. В современном мире финансовые потоки в десятки раз превосходят оборот мировой торговли. Опыт развивающихся стран показал, что замещение импорта - это путь назад, потеря времени, сил и средств. От политики замещения импорта они отказались еще в 80-х годах. Привлечение прямых иностранных инвестиций в высокотехнологичные экспортные производства способствовало бы преодолению отсталой сырьевой структуры внешней торговли России, позволило ей воспользоваться преимуществами международного разделения труда для ускорения темпов роста экономики и решения долговой проблемы.
В 90-х годах правительство не предпринимало радикальных мер по сбалансированию бюджета, создав диссонанс с жесткой денежно-кредитной политикой ЦБ, что в результате привело к финансовому кризису. Теперь правительство и Дума наконец добились первичного профицита бюджета, но затягивают решение других не менее важных проблем - обеспечение благоприятного инвестиционного климата, восстановление банковской системы и финансового рынка. Если правительство и Дума не проделают свою часть работы по созданию условий для повышения деловой активности, нового финансового кризиса избежать не удастся.