НА ДНЯХ премьер-министр Михаил Касьянов подписал постановление правительства Российской Федерации о финансировании строительства Балтийской трубопроводной системы (БТС).
Реализация этого проекта, который предполагается завершить до конца 2001 года, по словам вице-премьера Виктора Христенко, позволит России развить новое экспортное направление по транзиту своей нефти в объеме 12 млн. тонн в год с терминалом в городе Приморске. Таким образом, Россия сможет гораздо более уверенно разговаривать с прибалтами, в частности с Литвой, через территорию которой сейчас идет экспорт нашей продукции. Представители Литвы уже пошли на попятный и снизили тарифы на транзит российской нефти. Эксперты предполагают, что снижение тарифов в Прибалтике будет происходить и дальше.
Кроме того, создание БТС позволит увеличить количество экспортируемой нефти. Виктор Христенко отметил, что правительство РФ планирует в течение 2002-2003 гг. увеличить транзит нефти через новый нефтепровод до 30 млн. тонн в год.
Все это, конечно же, очень хорошо и имеет как политическую, так и экономическую целесообразность. Однако встает вопрос: кто будет платить за БТС? Общая сумма строительства Балтийской трубопроводной системы оценивается в 460 млн. долл. Правительство решило взять под него кредиты, а также использовать средства, полученные от взимания тарифа на прокачку нефти. В связи с этим Христенко сообщил о решении увеличить действующий тариф на 12%. Вице-премьер правительства РФ также сказал, что в бюджет 2001 года будут заложены средства на строительство БТС. По его словам, эта сумма может составить 20-30 млн. долл.
Российские нефтяные компании в целом положительно отнеслись к этой новости, так как БТС позволит им увеличить экспорт нефти и предоставит возможность выбирать разные маршруты транспортировки. Однако многие компании хотели бы стать собственниками определенных пакетов акций БТС. Особенную активность в этом направлении развернул "ЛУКОЙЛ". Высшие менеджеры этой компании неоднократно заявляли о готовности купить 20-25% акций БТС. Их желание связано с тем, что по БТС в основном будет идти нефть из Тимано-Печорского нефтеносного бассейна, который принадлежит "ЛУКОЙЛу". Однако их требование пока не учтено, и БТС будет полностью принадлежать "Транснефти", а значит - государству. Это решение соответствует российскому законодательству, так как "Транснефть" относится к естественным монополиям и не может становиться частной. При этом отдельные частные компании выражают недоумение, почему они не могут получить свою долю акций в трубопроводе, построенном на их деньги. Ведь государство взимает с них специальную пошлину на строительство БТС.