Реймонд Кларк.
- ГОСПОДИН Кларк, в опубликованном заявлении председателя "Де Бирс" Ники Оппенгеймера говорится о новой стратегии в деятельности компании. В чем она заключается?
- Последние два года компания "Де Бирс" занималась стратегическим обзором своей деятельности. И хотя всегда полезно проанализировать свою работу, но были и более серьезные причины, которые подтолкнули нас к этому. А именно - в последнее десятилетие работа нашей компании не была такой успешной, как нам хотелось бы, и прибыль, которую получали наши акционеры, не была такой высокой, как мы рассчитывали. Нас очень беспокоил накопившийся большой запас алмазов, или, как мы говорим, "сток" в Центральной сбытовой организации, который превысил пять миллиардов долларов. Результатом анализа стало принятие решения о сосредоточении нашей работы по четырем основным стратегическим направлениям.
Первое мы условно называем "как есть и еще лучше", то есть фактически это означает не только продолжение работы так, как мы делали это раньше, но и усиление ее эффективности и при добыче алмазов, и в маркетинговой работе при торговле алмазами.
Второе направление заключается в решении задачи стать "поставщиком по выбору", или, другими словами, мы хотим, чтобы компания "Де Бирс" в глазах любых участников алмазного рынка была тем продавцом, к которому они бы предпочли обратиться в первую очередь.
Третье направление: обеспечение увеличения спроса на бриллиантовые украшения как минимум на 5% в год. Наш анализ привел нас к выводу, что затраты компании на рекламу в процентном отношении к торговому обороту намного ниже аналогичных показателей в других отраслях промышленности, занимающихся предметами роскоши. В последнее время средства, затрачиваемые компанией на рекламу, существенно выросли. Мы рассчитываем, что свой вклад в рекламную кампанию внесут и другие участники алмазного рынка.
И последнее направление. Мы все-таки уверены, что имя компании "Де Бирс" само по себе может принести очень большую выгоду. Поэтому мы рассматриваем возможность расширения использования названия "Де Бирс" именно как торговой марки.
В принципе эти четыре основные направления с разной степенью интенсивности, но уже находятся в стадии внедрения.
- Насколько сотрудничество с Россией, и в частности с компанией "АЛРОСА", вписывается в новую стратегию "Де Бирс"?
- Мы по-прежнему считаем, что отношения с российской алмазной промышленностью для нас представляют огромную важность. Принимая во внимание ту роль, которую играет Россия на алмазном рынке, являясь вторым по величине производителем алмазов, мы ценим и будем стараться сохранить эти взаимоотношения. Мы считаем, что они приносят выгоду для обеих сторон. Наша новая стратегия ни в коем случае не подразумевает ухода с алмазного рынка или уменьшения в какой-то степени присутствия "Де Бирс" в России. Стабильность взаимоотношений между "Де Бирс" и Россией является ключевым фактором для стабильности всего алмазного рынка.
- Какие трудности алмазного бизнеса в России вынудили "Де Бирс" покинуть Ломоносовское месторождение под Архангельском?
- К этому проекту мы начали проявлять интерес очень давно, и была проведена очень большая работа по этому месторождению. С самого начала работы "Де Бирс" в России у нас возникло очень много вопросов к соответствующим органам власти. Но все запросы остались без ответов. Большинство вопросов касалось того, что я в общих чертах могу назвать инвестиционным климатом в России для иностранных компаний.
Действительно, до сих пор маловероятно обнаружить изменения в законодательной базе, которые в какой-то мере облегчали бы или снимали те трудности, с которыми сталкиваются иностранные компании в алмазодобывающих проектах в России. Помимо этих трудностей недавно прозвучали заявления некоторых достаточно высокопоставленных российских чиновников о том, что российские алмазные месторождения должны разрабатываться только отечественными компаниями.
Следует отметить немаловажный факт, что компания "АЛРОСА" решила расширить свое присутствие на российском алмазном рынке и не ограничиваться якутскими алмазными месторождениями. Эта компания проявила большой интерес к северо-западным регионам России. Совокупность этих факторов и подтолкнула нас к тому решению, которое мы приняли. И в конечном итоге я думаю, что это решение отвечает интересам всех заинтересованных сторон.
- Судя по заявлению Ники Оппенгеймера, сейчас у "Де Бирс" появились какие-то трудности в отношениях с Южной Африкой. Насколько эти проблемы пересекаются с российскими проблемами?
- В течение последних пяти лет моя работа сосредоточена в России, поэтому, может быть, у меня недостаточно информации и понимания того, что сейчас происходит в Южной Африке. С другой стороны, и Россия, и Южная Африка сейчас проходят через серьезные перемены. Безусловно, к этим переменам надо как-то приспосабливаться. "Де Бирс" пытается приспособиться к новым условиям жизни в ЮАР. Я думаю, что со временем все эти проблемы будут решены, и, более того, мне даже кажется, что самый трудный период мы уже прошли. В частности, проблемы с государственным контролем более или менее уже близки к своему разрешению.
В последнее время конкуренция в мире резко выросла. И если "Де Бирс" хочет по-прежнему оставаться лидером алмазной промышленности, то нам придется научиться приспосабливаться и выживать в этих сложных конкурентных условиях. А если мы не сможем этого сделать, значит, мы не заслуживаем того, чтобы называться лидерами. Но я все-таки подчеркиваю, что наша цель - остаться лидерами алмазной промышленности.
- Ваша компания заявила о планах использования торговой марки "Де Бирс" в программе "Миллениум". В связи с этим в нашей прессе появились утверждения, что "Де Бирс" изменила своей концепции неучастия непосредственно в производстве бриллиантов. Насколько эти утверждения верны?
- Подобные утверждения абсолютно неверны. Как часто бывает, информация была искажена настолько, что сложилось впечатление, что "Де Бирс" собирается огранить весь этот огромный запас алмазов, который накопился в Лондоне. Я достаточно уверенно могу сказать, что мы не собираемся заниматься огранкой самостоятельно. Что мы действительно сделали, так это предложили нашим клиентам наносить логотип "Де Бирс" на камни, которые уже были ими огранены, т.е. мы наносим нашу маркировку на готовые, ограненные бриллианты. Я еще раз подчеркиваю, что это услуга, которую мы предоставляем нашим клиентам. И это делается в рамках того, что "Де Бирс" всегда делала для алмазной промышленности.
Что касается идеи использования торговой марки, то мы находимся на первом этапе этой работы и уже понимаем, что нам предстоит решать большое количество сложных и серьезных задач. Нам кажется, что для реализации этой идеи сейчас достаточно благоприятное время, и в небольшом масштабе, понемногу мы будем пытаться развивать это направление. Но ни один из этих проектов не будет означать изменения основной концепции деятельности "Де Бирс".
Направление использования торговой марки "Де Бирс" - перспектива достаточно отдаленная, мы сейчас больше сосредотачиваем свои усилия по второму направлению - "поставщик по выбору". Мы постараемся объяснить нашим клиентам новые подходы к работе с ними, убедить их в том, что и они должны прикладывать усилия для повышения спроса на бриллиантовые украшения, и уже по мере развития работы по этим направлениям мы перейдем и к использованию торговой марки.
- Продажи АК "АЛРОСА" сейчас в значительной степени ориентированы на внутренний рынок. Нет ли тут проблем взаимоотношений между компаниями?
- На самом деле процентное соотношение того объема алмазов, который "АЛРОСА" предоставляет на внутренний рынок, и экспорта находится в процессе рассмотрения. Условия того торгового соглашения, по которому мы работаем сейчас, будут выполняться и в 2001 году. Мы надеемся, что те положения, которые касаются объемов алмазов, будут выполняться обеими сторонами. Когда речь пойдет о новом торговом соглашении, я думаю, что вопрос соотношения внешних и внутренних продаж на рынке встанет достаточно серьезно и будет обсуждаться, и я думаю, что мы найдем возможность его решить. Пока же у нас еще целый год впереди.
- Но соглашения у нас прорабатываются очень трудно. Известно, что последнее торговое соглашение с вашей компанией готовилось более двух лет. Сейчас идет подготовка нового торгового соглашения?
- Нет, мы еще не начали переговоров по новому торговому соглашению. Его последний вариант, по которому мы работаем сейчас, оказался достаточно эффективным: у нас не было проблем по его выполнению, и я думаю, что переговоры начнутся не раньше следующего года. Может, это не так хорошо для вас, журналистов: достаточно гладко шло выполнение торгового соглашения, не было таких интересных и острых сюжетов, о которых можно было бы написать, но мы действительно сейчас довольны тем, как идет работа.