СЕГОДНЯ Государственная Дума должна рассматривать во втором чтении проект закона о внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ. Впрочем, крайне напряженный график последних дней весенней сессии может привести к тому, что закон, как ранее весьма важные части Налогового кодекса, останется на осень.
Сам кодекс, определяющий структуру и порядок принятия государственного бюджета, вступил в силу лишь с января этого года, однако с тех пор правительство значительно пересмотрело свой подход к реформам - активизировались налоговые преобразования, начинается пересмотр бюджетных отношений между федеральным Центром и регионами.
В результате правительство предложило Думе пакет поправок к Бюджетному кодексу. Их утверждение будет означать исполнение давней мечты правительства о запрете на финансирование социальных законов, которые предполагают непредусмотренные федеральным бюджетом расходы. Отказ государства от неисполнимых обязательств был одним из ключевых положений Бюджетного послания президента. К сентябрю этого года правительство планирует провести ревизию федеральных программ, чтобы определить, какие из них можно и нужно финансировать в полном объеме, а от каких придется просто отказаться.
Чтобы предотвратить повторение подобной ситуации в следующие годы, правительство предлагает включить в состав кодекса положение, в соответствии с которым любой законодательный акт, вводящий новые расходы бюджета, должен содержать в себе указание на источник их финансирования. Кстати, одним из таких источников может быть перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней.
Сейчас правительство, исполняя общий курс на укрепление исполнительной вертикали, начинает реформу межбюджетных отношений. Ее направления просматриваются в дорабатываемом сейчас в Белом доме проекте бюджета на 2001 год. Смысл реформы - концентрация финансовых потоков в руках Центра. В федеральный бюджет, например, планируется консолидировать не 85, как сейчас, а все 100% налога на добавленную стоимость. Одна из провозглашенных целей - более справедливое распределение средств между российскими регионами, уровень экономического развития которых весьма различен.
Поправки в Бюджетный кодекс также затрагивают интересы регионов. Наиболее болезненным для регионов может стать запрещение брать внешние займы, которые должны превратиться в исключительную привилегию Федерации. Кроме того, новый пункт добавляется в статью 46. Он касается распределения между Москвой и субъектами Федерации такого специфического вида бюджетных доходов, как пени и штрафы, налагаемые на нарушителей действующего налогового законодательства. Часть этих выплат не привязана к конкретным налогам и сборам, поэтому их судьба определялась каждый год при составлении очередного федерального бюджета. Естественно, это создавало дополнительные возможности для чреватого конфликтами политического торга. Теперь предлагается решить вопрос раз и навсегда и записать в кодексе, что 50% подобного рода штрафов и пеней поступают в распоряжение Федерации, а 50% - в региональные и муниципальные бюджеты.
Очевидно, что осенью мы станем свидетелями жарких схваток вокруг проекта бюджета 2001 года, которые могут стать продолжением нынешнего столкновения вокруг принципов формирования Совета Федерации. Скорее всего регионы воспримут наступление на свои финансовые права не менее болезненно, чем предложенные Кремлем административные реформы. Правительству же будет легче отстаивать свою позицию, если оно сможет опираться на исправленный вариант Бюджетного кодекса.