ПО ПРОГНОЗАМ специалистов, урожай в России в этом году ожидается более чем скромный - 65-67 млн. тонн - при потребности 75 млн. тонн. Но даже такой результат получить будет весьма непросто - из хозяйств уже раздаются традиционные жалобы на нехватку топлива и сельхозтехники. Выход из положения вновь приходится искать в экстренных мерах. Комбайны с Алтая уже помогают убирать хлеб на Кубани, российское правительство собирается дополнительно выделить два миллиона рублей на закупку горюче-смазочных материалов для сельхозпроизводителей. В условиях, когда у 75% хозяйств арестованы счета, когда соотношение кредиторской и дебиторской задолженности в сельском хозяйстве самое худшее по сравнению с другими секторами российской экономики - 7:1, когда ставка банковского кредита часто бывает недоступной для конкретной агрофирмы или фермера, подобные ситуации будут повторяться ежегодно. Девальвация 1998 года позволила российскому сельскому хозяйству получить 50 млрд. руб. дополнительных доходов, но на сегодняшний день этот эффект в значительной степени исчерпан. Хотя количество рентабельных хозяйств и возросло, устойчивого инвестиционного подъема пока не получилось, и с каждым годом он становится все менее вероятным. Проблемы АПК в этом случае схожи с проблемами всей российской экономики: выработавшие свой ресурс основные фонды - малопривлекательный объект для вложений.
Между тем российское правительство демонстрирует стремление проводить реформы в соответствии с долгосрочной программой. Похоже, что стратегический подход решено проявить и в отношении российского села. В конце июля кабинет рассмотрит подготовленный Министерством сельского хозяйства концептуальный документ под названием "Основные направления агропродовольственной политики правительства РФ на 2001-2010 годы". Его основные идеи представил вице-премьер и министр сельского хозяйства Алексей Гордеев на состоявшемся недавно в Ростове-на-Дону совещании по проблемам государственной поддержки села. Судя по всему, даже нынешнее, довольно либеральное правительство не питает иллюзий о предоставлении сельского хозяйства на волю рыночной стихии. Провозглашается цель построения в России "эффективного конкурентоспособного агропромышленного производства", но делать это предполагается при сильном вмешательстве государства в сферу аграрных отношений. Для начала правительство должно списать аграриям значительную часть накопившейся задолженности (сейчас идет речь о сумме в 75 млрд. руб.) и пойти на десятилетнюю реструктуризацию еще по 45 млрд.
Расчистив финансовый "тромб", правительство приступит к налаживанию нормального кровообращения - то есть к восстановлению системы финансовых потоков в аграрном секторе. Дорогой пока кредит станет несколько дешевле за счет частичного субсидирования правительством процентной ставки, а расширение системы государственных закупок позволит аграриям чувствовать себя более уверенно. Что касается госзакупок, то сейчас в правительстве внимательно изучают опыт Канады - страны, которая по условиям земледелия напоминает Россию. Если опыт будет востребован, то российский фермер или председатель колхоза, который по каким-либо причинам не смог реализовать полученный им урожай на свободном рынке, сможет продать его государству. Это может изменить и настроение потенциальных кредиторов сельского хозяйства - предоставляя кредит весной, банк будет знать, что заемщик не останется без денег по окончании сезона. Благие намерения налицо, но только понятие "госзакупки" в российских условиях довольно сильно дискредитировано - достаточно вспомнить скандалы, связанные с поставками продовольствия для вооруженных сил.
Что касается самих кредитных организаций, то ключевую роль в планах Минсельхоза играет Россельхозбанк - учреждение хотя и получившее лицензию Центробанка, но практически еще не работающее. Тем не менее вице-премьер Алексей Гордеев уже придумал для него целый ряд ответственных задач, например, обслуживать счета специальных фондов, созданных в интересах сельхозпроизводителей, - Фонда льготного кредитования и Лизингового фонда, участвовать в обеспечении всех федеральных сельскохозяйственных программ. Осуществлять эти функции Россельхозбанк будет через немалую сеть филиалов - только до конца этого года их предлагается открыть 25.
Впрочем пока это только планы - например, премьер-министр Михаил Касьянов считает, что с задачей кредитования сельскохозяйственных работ вполне справятся региональные банки - в них лучше знают ситуацию на местах. Кроме того, извлечение средств Фонда льготного кредитования с зависших счетов СБС-Агро и передача их новому аграрному супербанку неизбежно станет трудным и длительным процессом. Придется ли его начинать - станет ясно уже через месяц, когда концепция Минсельхоза пройдет сквозь обсуждение на заседании кабинета. Пока, во всяком случае, планы Минсельхоза не находят полного понимания у руководства правительства.
Ростов-на-Дону-Москва