АГЕНТСТВО экономических новостей по заказу и с участием "Независимой газеты" продолжает регулярное исследование по вопросу о том, насколько эффективна работа представителей коммерческих и государственных структур, депутатов, направленная на лоббирование проектов, которые отражают интересы определенных структур, отраслей, регионов или слоев общества. Речь идет о так называемом цивилизованном лоббировании, не подразумевающем подкупа чиновников или депутатов.
Следует отметить, что мы используем понятие "лоббист" в том смысле, в котором оно уже сложилось в России. Лоббистом у нас называют того, кто успешно отстаивает определенные интересы - корпоративные, региональные, цеховые и т.д. Это понятие во многом аналогично применяющемуся политологическому термину "лидер групп интересов". Есть также узкопрофессиональное употребление термина "лоббист", принятое в Национальной ассоциации лоббистов. Оно применяется к тому, кто проводит отдельно оплачиваемую лоббистскую работу по внешнему заказу.
Напомним, что мы относим лоббистов к трем "весовым категориям". Первая - руководители коммерческих, государственных и политических структур. Все они в большей или меньшей степени занимаются лоббированием, но с разной эффективностью. Вторая - региональные лидеры. Большая часть их работы состоит в выстраивании взаимоотношений с Центром, от которых во многом зависит эффективность лоббирования различных проектов, связанных с конкретным регионом. Это особенно касается финансовых вопросов, от которых зависят бюджеты регионов, возможность выплаты зарплаты и т.д. Третью группу мы условно назвали "лоббисты-профессионалы". В нее входят известные предприниматели и политические деятели, которые, обладая большими связями, умело используют их для лоббирования интересов близких к ним структур. К этой группе мы также отнесли руководителей крупных общественных объединений, работа которых по определению направлена на лоббирование интересов конкретных структур или слоев общества (например, Ассоциация российских банков, Торгово-промышленная палата РФ и т.д.). В эту номинацию вошли также депутаты, которые отличаются постоянством в лоббировании. В ней не представлены депутаты, которые под влиянием различных факторов, в основном конъюнктурного или коммерческого характера, могут лоббировать любые проекты, так как подобная деятельность не входит в рамки цивилизованного лоббирования. Поэтому в качестве претендентов не рассматриваются, в частности, некоторые "всеядные" руководители фракций.
Разделение лоббистов на категории в некоторых случаях носит условный характер. Но так как критерии оценки и шкала одинаковы для всех категорий, то легко сравнить абсолютные величины эффективности лоббирования представителей любых номинаций. Результаты исследования представлены в трех таблицах.
Основной лоббистской интригой мая, безусловно, стало формирование очередного правительства. Владимир Путин сохранил при этом систему "сдержек и противовесов", так что явных победителей среди основных игроков, повлиявших на распределение министерских портфелей, не было. Правительство возглавил Михаил Касьянов, которого большинство экспертов считают близким к главе администрации президента Александру Волошину. В актив последнего можно также отнести то, что свои посты сохранили министры путей сообщения Николай Аксененко и атомной энергетики Евгений Адамов.
Своеобразным противовесом главе кабинета стал Алексей Кудрин, который согласно распределению полномочий фактически стал первым вице-премьером. Он считается человеком Анатолия Чубайса (РАО "ЕЭС России"). Однако на этот раз назначение Кудрина также связано с его знакомством с Путиным, доверенным лицом которого он был на президентских выборах. О том, что новый вице-премьер становится самостоятельным игроком, говорит то, что Кудрин сам вошел в число ведущих лоббистов, сразу заняв при этом высокое пятое место. Кроме того, результатом лоббистских усилий Чубайса являются назначение Германа Грефа министром экономического развития и торговли и сохранение своих постов вице-премьером Виктором Христенко и министром антимонопольной политики Ильей Южановым. В пассив Чубайсу можно отнести то, что лояльный ему Александр Починок не удержался в кресле министра по налогам и сборам. Это стало причиной заметного снижения рейтинга последнего.
Активное участие в формировании правительства привело к некоторому повышению рейтинга Волошина и Чубайса. Увеличился рейтинг у депутата Госдумы Романа Абрамовича и Александра Мамута (МДМ-банк), также повлиявших на распределение министерских портфелей. Однако не только они участвовали в этом процессе. Считается, например, что Вагит Алекперов ("ЛУКОЙЛ") пролоббировал назначение министром энергетики Александра Гаврина, который до этого был мэром Когалыма, являющегося западносибирской "столицей" "ЛУКОЙЛа". Это, по-видимому, стало причиной увеличения рейтинга Алекперова, занявшего третье место в своей номинации. Также улучшились позиции у председателя думского комитета по промышленности, строительству и наукоемким технологиям Юрия Маслюкова, после долгого перерыва вновь вошедшего в число ведущих лоббистов. Он пролоббировал создание Министерства промышленности, науки и технологий, которое возглавил гендиректор ОКБ имени А.С. Яковлева Александр Дондуков, имеющий репутацию человека, близкого к Маслюкову. По-видимому, предстоит лоббистская борьба между последним и вице-премьером Ильей Клебановым за контроль над ВПК.
Снижение рейтинга руководителя Центробанка Виктора Геращенко может быть следствием вновь появившихся слухов о его отставке, на этот раз в респектабельной "Financial Times". Ее возможной причиной называются разные точки зрения ЦБ и правительства на то, какой рубль более выгоден российской экономике - крепкий или нет.
В "региональной" номинации повышение рейтинга Анатолия Лисицына объясняется успешным для него визитом президента в Ярославскую область, в результате которого был принят ряд решений о развитии экономики и социальной сферы области. Позиции Руслана Аушева, наоборот, ухудшились. Многие наблюдатели расценивают его увольнение из армии как признак резкого ухудшения его отношений с Кремлем. В этой же номинации улучшились позиции Юрия Лужкова, являющегося одним из основных лоббистов непринятия Госдумой той части Бюджетного кодекса, которая содержит запрет на внешние заимствования регионов. Московский мэр вернул себе второе место, почти догнав спикера Совета Федерации Егора Строева. Снижение рейтинга последнего можно объяснить возможной реорганизацией Совета Федерации, в результате чего губернаторы лишатся права заседать в отечественном сенате, а Строев потеряет статус "главного губернатора".
В защиту губернаторов выступил депутат Госдумы Борис Березовский, подвергнув критике некоторые аспекты инициатив президента по реформе вертикали федеральной власти. Фактически он проявил себя в качестве лоббиста интересов региональных лидеров. Дополнительные очки принесло ему то, что победителем конкурса за право вещания на первом телевизионном канале стало ОРТ. Березовский также считается одним из лоббистов выдвижения Владимира Устинова на пост генерального прокурора, хотя основную роль в этом наблюдатели отводят Александру Волошину. В результате Березовский вернул лидерство в номинации "профессионалов".
Следует отметить, что рейтинг покинул Михаил Касьянов, возглавивший правительство. Это связано с тем, что традиционно мы не предлагаем экспертам кандидатуры премьер-министров, которые, наоборот, сами являются объектами лоббирования. Впервые в рейтинге появился председатель совета директоров Новолипецкого металлургического комбината и глава компании "Румелко" Владимир Лисин, являющийся известным лоббистом в металлургической отрасли.
Настоящее исследование проводилось по итогам мая текущего года. Шестьдесят семь экспертов по 5-балльной системе определяли эффективность лоббирования около 190 претендентов - предпринимателей, политиков, чиновников, работа которых связана с лоббистской деятельностью. Причем средняя оценка, поставленная экспертами, соответствовала следующей эффективности лоббирования: от 0 до 1 - очень слабая, от 1 до 2 - слабая, от 2 до 3 - средняя, от 3 до 4 - сильная, от 4 до 5 - очень сильная. В группу экспертов вошли главные редакторы, руководители и экономические обозреватели ряда СМИ (В.Андриянов - "Трибуна", А.Беккер - "Ведомости", А.Кондратьев - ИД "Коммерсантъ", В.Кузьмичев - "Независимая газета", Б.Леонов - "Труд", Ш.Муладжанов - "Московская правда", С.Туранов - Агентство экономических новостей, Ю.Якутин - "Экономика и жизнь" и другие), руководители и представители государственных, научных, общественных и других организаций, сами лоббисты (В.Ермаков - Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса, В.Желнин - Ассоциация рекламодателей, А.Зудин - Центр политических технологий, Ю.Любашевский - Независимый институт политических технологий, С.Марков - Институт политических исследований, М.Матыцин - реформ-клуб "Взаимодействие", А.Нечаев - Московский финансовый клуб, В.Никонов - фонд "Политика", И.Харичев - Центр прикладных избирательных технологий, В.Хомяков - Агентство региональной и прикладной политики), руководители и эксперты ряда крупных коммерческих структур.