ПРОТИВОСТОЯНИЕ компаний "Славнефть" и ТНК приобретает все более жесткую форму. На днях президент "Славнефти" Михаил Гуцериев заявил о том, что он ведет переговоры о покупке корпорации "Югранефть" и создании на ее основе компании "Славнефть-Нижневартовскнефтегаз". У этой компании с ТНК очень тяжелые отношения, доставшиеся ей в наследство при получении "Черногорнефти". Напомним, что "Югранефть" была создана в 1991 г. канадской компанией "Норэкс Петролеум Лтд.", которой принадлежало 60% акций, и российской "Черногорнефтью", владевшей 40%. Представители канадской фирмы быстро отстранили российских коллег от оперативного управления компанией. При этом у "Югранефти" не было собственного выхода в сеть магистральных трубопроводов, поэтому она прокачивала сырье по линии "Черногорнефти". Однако представители "Черногорки" постоянно конфликтовали с "Югрой" из-за качества нефти. Проблема заключалась в том, что "Югранефть" не установила счетчик добычи нефти, хотя это было положено по закону "О недрах". Представители "Черногорнефти" отмечали, что в нефти, поставляемой "Югрой", содержание воды превышает норму. Но представители канадских акционеров никак не реагировали на эти замечания, и счетчик так и не был установлен. Более того, на состоявшемся в 1996 году собрании акционеров (представители "Черногорнефти" не были туда приглашены) канадская сторона признала недействительными взносы россиян в уставный капитал, в результате доля "Черногорки" была сокращена до 1,45%.
После того как "Черногорнефть" стала собственностью ТНК и была преобразована в "ТНК-Нижневартовск", конфликт перешел в новую фазу. Представители Тюменской нефтяной компании обратились в Минтоп с требованием обязать "Югранефть" установить узел по учету нефти. Минтоп в лице первого заместителя министра Александра Кочнева признал это требование законным. Представители компании "Югранефть" пообещали установить необходимый узел, но этот процесс затянулся. На время строительства узла предполагалось подписать соглашение о пересчете нефти, поставляемой "Югрой", в чистую нефть по определенному коэффициенту. Спор о коэффициенте шел очень долго. В итоге стороны сошлись на цифре 0,92. Однако, по словам представителей ТНК, "Югранефть" отказалась подписать соглашение. В ответ компания "ТНК-Нижневартовск" перестала прокачивать нефть канадской компании в магистральный трубопровод. В результате этого в резервуарах "ТНК-Нижневартовск" скопилось порядка 170 тыс. тонн нефти. В скором времени хранилища будут заполнены, и тогда либо "Югра" получит доступ к магистральным трубопроводам, либо ей придется останавливать добычу.
Если "Славнефти" все же удастся купить корпорацию "Югранефть", то это станет ее головной болью. Можно предположить, что ТНК не пойдет на уступки по вопросу доступа к трубопроводу, и тогда "Славнефти", по всей видимости, придется потратиться на установку счетчика нефти. Однако по договору с "СИДАНКО" ТНК должна передать ей компанию "Черногорнефть" (нынешнюю "ТНК-Нижневартовск"). В результате проблемы с "Югрой" перейдут к "СИДАНКО".
Однако противостояние ТНК и "Славнефти" на этом явно не закончится. На днях Михаил Гуцериев вновь заявил о своих планах создания АО "Ярославнефтеоргсинтез-2" со своим стопроцентным участием для реализации проекта реконструкции Ярославского НПЗ. Напомним, что именно из-за "Ярославнефтеоргсинтеза" начался конфликт "Славнефти" с ТНК. ТНК имеет 33% акций данного предприятия и выступает против дополнительный эмиссии, которая должна значительно уменьшить их долю. Менеджмент "Славнефти", в свою очередь, прилагает массу усилий, чтобы ослабить позиции ТНК. Но Михаил Гуцериев не остановился на этом. На днях его бывшие коллеги по Государственной Думе приняли запрос на имя председателя правительства Михаила Касьянова "О мерах государственной поддержки проекта реконструкции нефтеперерабатывающего ОАО "Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез". В документе говорится, что господдержка подразумевает предоставление отсрочки на уплату таможенных пошлин за ввозимое оборудование. Кроме того, в запросе содержится поручение Министерству по антимонопольной политике проверить законность сделок по приобретению акций "ЯНОСа" акционерами ТНК.