НЕ СЕКРЕТ, что иностранные инвесторы пока не проявляют большого энтузиазма в отношении российской экономики. В 1994-1999 годах ежегодный приток прямых иностранных инвестиций в Россию составил 20 долл. на душу населения, в то время как у бывших коллег нашей страны по СЭВ - Венгрии и Польши - соответственно 220 и 134 долл. В том мощном инвестиционном потоке, который развитые страны обрушили с 1992 по 1998 год на страны с развивающейся или переходной экономикой - он составляет "зловещую" сумму в 666 млрд. долл., - вложения в Россию составляют лишь очень мелкий ручеек - 16 млрд. долл. Причем 3 млрд. из этих средств составляют так называемые инвестиции с Кипра, то есть российский капитал, нелегально вывезенный из страны и возвращающийся в нее под видом иностранного. При таком уровне интереса инвесторов нам вряд ли стоит надеяться на то, чтобы в обозримом будущем догнать таких чемпионов в деле привлечения инвестиций, как Китай (236 млрд. долл.), Бразилия (74 млрд.) или Мексика (62 млрд.)
По мнению генерального директора Бюро экономического анализа Леонида Григорьева, 90-е годы можно смело считать "потерянным десятилетием" для иностранных инвестиций в Россию. Одна из основных причин - структурные изменения в отечественной экономике. В начале 90-х годов западные компании приходили на огромный советский рынок, имеющий потенциал для экспорта в страны Восточной Европы и третьего мира. Причем речь шла об экспорте не столько сырья, сколько продукции более технологичных отраслей - машиностроения, станкостроения и др. Однако развал СССР, разрыв традиционных экономических связей и резкий промышленный спад привели к значительному снижению инвестиционной привлекательности России.
Сейчас по структуре иностранных инвестиций в экономику Россия напоминает типичную развивающуюся страну - 20% вложений сосредоточено в пищевой промышленности и только 4% - в машиностроении. В то же время сектор высокотехнологичных производств, сосредоточенных в ВПК, остается достаточно закрытым.
Так или иначе, но российскому правительству приходится как-то заманивать инвесторов в реально существующую экономику. Помочь решить эту проблему может изучение настроений тех, кто уже проработал какое-то время на российском рынке. Этой весной Российско-европейский центр экономической политики провел анкетирование представителей около 50 европейских компаний, имеющих свой бизнес в России. Представленная по итогам анкетирования картина менее однозначна, чем та, которую обычно рисуют западные СМИ, рассказывающие об ужасных условиях работы западных бизнесменов в России на фоне повальной коррупции и рэкета. Оказывается, главными своими проблемами в России западные инвесторы считают отнюдь не коррупцию или деятельность мафии, а действующее сейчас налоговое законодательство и незащищенность прав собственности. Это, впрочем, и понятно - проявления коррупции или открытое вмешательство криминала в ход бизнеса являются все же форсмажорными обстоятельствами. Что же касается налогового или судебного законодательства, то оно определяет повседневный предпринимательский климат. При этом 56% участвовавших в опросе инвесторов заявили о намерении расширять свою активность на российском рынке и никто не признался в желании уйти из России. Более того, три четверти опрошенных все равно начали бы работу в России, даже если бы заранее знали о трудностях, которые их здесь ждут. Возможно, это объясняется теми мотивами, которые привели к нам инвесторов. В качестве основного участники анкеты назвали масштабы российского рынка - а это все-таки фактор постоянный. Если же вспомнить о предлагаемом правительством снижении налогов, то можно оценить как умеренно оптимистические ближайшие перспективы иностранных инвестиций в России.