Возможные варианты транспортировки казахстанской нефти по территории России, Грузии, Азербайджана и Турции. |
НА ДНЯХ председатель правительства республики Казахстан Касымжомарт Токаев отметил, что, по предварительным данным разведочного бурения, в Северном Каспии обнаружены большие запасы нефти. Объем нового месторождения, по его словам, в несколько раз превышает объем наиболее крупного в Казахстане Тенгизского месторождения, извлекаемые запасы которого оцениваются в 9 млрд. баррелей. При этом г-н Токаев отметил, что экспорт казахстанской нефти будет осуществляться по двум маршрутам - КТК и Баку-Джейхан.
Проект КТК (Каспийский трубопроводный консорциум) близок к завершению. Уже в середине следующего года трубопровод свяжет между собой Тенгизское нефтяное месторождение и российский порт Новороссийск. Кроме того, проект предполагает дополнительные включения нефти в трубопровод из других месторождений в казахстанской части каспийского бассейна. Первоначальная пропускная способность трубопровода составит 28 млн. тонн нефти в год. Позднее ее планируется довести до 67 млн. тонн в год. Ведущую роль в осуществлении этого проекта играют такие крупные компании, как "Шеврон", "Бритиш Петролеум - АМОКО" и "ЛУКОЙЛ". Кроме того, 24% акций КТК принадлежит правительству России и 19% - правительству Казахстана. Каспийский трубопроводный консорциум создавался специально для экспорта казахстанской нефти, и с первого взгляда совершенно непонятно, как казахи собираются отправлять свою нефть из столицы Азербайджана Баку, которая находится на противоположной стороне Каспийского моря.
Ответ на этот вопрос дал все тот же Касымжомарт Токаев. Он отметил, что прорабатывается возможность транспортировки казахстанской нефти танкерами по Каспию до Баку. Национальная компания по транспортировке нефти "КазТрансОйл" зафрахтовала несколько азербайджанских танкеров и уже начала осуществлять транспортировку нефти. При этом председатель правительства Казахстана отметил, что без казахстанской нефти реализация проекта Баку-Джейхан бессмысленна. И в этом он прав, так как пока на азербайджанской части шельфа не обнаружено больших запасов нефти. Месторождения, которые разведаны сейчас, не смогут даже окупить затрат на строительство трубопровода, поэтому для придания проекту Баку-Джейхан хотя бы уровня самоокупаемости казахстанская нефть просто необходима.
Последние заявления руководства Казахстана говорят о том, что эта страна решила играть и с Россией, и с США. Казахи не смогли выбрать между российским и американским путями транспортировки нефти и сделали ставку на оба. В результате строительство трубопровода Баку-Джейхан может быть завершено уже к 2004 году. Проблема будет заключаться только в том, кто будет платить за реализацию проекта. Судя по активному поведению администрации США, ей удастся заставить раскошелиться свои компании.
По всей видимости, уже сейчас можно говорить о серьезном поражении России. Нашему правительству не удалось окончательно привязать к себе Казахстан, и теперь России придется бороться с США за влияние на эту республику. Кроме того, расходы на строительство трубопровода в обход Чечни оказались напрасными, так как он создавался именно под азербайджанскую нефть. В результате строительства трубопровода Баку-Джейхан Россия лишится доходов от прокачки азербайджанской нефти по существующему трубопроводу Баку-Новороссийск. Более того, прокачка нефти в обход нашей страны резко ослабит связи России с Закавказьем и Центральной Азией, которые будут все больше попадать под влияние стран НАТО.
Характерно, что участники проекта Баку-Джейхан уже перестали даже на словах скрывать его антироссийскую направленность. Глава турецкого МИДа Исмаил Джем заявил, что проект Баку-Джейхан важен со стратегической точки зрения и с точки зрения безопасности. Комментарии, как говорится, излишни.