- ОЛЕГ ИВАНОВИЧ, решение кредиторов о продаже бизнеса "Варьеганнефтегаза" вызвало неоднозначную оценку. По утверждению "СИДАНКО", возврат ее задолженности, а также выраженная компанией готовность погасить другие долги означают возможность заключения мирового соглашения, прекращения процедуры банкротства ВНГ и его возвращения в состав "СИДАНКО".
- Если судить о происходящем с точки зрения интересов менеджмента "СИДАНКО", то, разумеется, представляются негативными любые варианты, кроме возвращения "заблудшей овцы в стадо". Но с точки зрения интересов ВНГ, его кредиторов, трудового коллектива и города Радужный все совсем иначе. Вопрос не в том, чтобы непременно вернуть ВНГ в "стадо", а в том, чтобы обеспечить его вывод из кризиса и последующее развитие. Быть или не быть ВНГ - вот в чем вопрос для нас, для Радужного и для бюджетов всех уровней, а не в том, какой будет состав у холдинга "СИДАНКО".
Все предельно просто: в ВНГ необходимо вложить крупные средства, иначе этого предприятия уже очень скоро просто не будет, со всеми вытекающими последствиями. И кредиторы, между прочим, встали именно на такую конструктивную позицию, одобрив инвестиционную программу ВНГ.
Сегодня возврат "СИДАНКО" дебиторской задолженности, в свое время послужившего основной причиной банкротства ВНГ, уже не решает всех проблем, которые потянул за собой этот долг. Да и не ясно до сих пор, какие средства и на какой счет "СИДАНКО" перечислила. Вероятно, компания рассчитается без учета процентов.
Я уже подчеркивал и повторю еще раз, что вариант продажи бизнеса был предусмотрен планом внешнего управления. В принципе возможен и другой вариант, когда один из кредиторов предлагает взять на себя обязательства по удовлетворению всех конкурсных требований. Тот, кого действительно заботит судьба ВНГ, еще в мае представил в установленном порядке соответствующие официальные и, подчеркну, предельно конкретные предложения, и передал эти предложения кредиторам.
- Вы можете рассказать подробнее об этих поступивших предложениях и о проблеме сохранения лицензий ВНГ?
- "Группа Альянс" предложила выплатить всю сумму задолженности в размере 1 миллиарда рублей в течение месяца после принятия собранием соответствующего решения, а также предложила способы погашения возникающих при этом обязательств ВНГ перед "Группой Альянс". Кроме того, "Группа Альянс" не только готова участвовать в осуществлении инвестиционной программы ВНГ на 2000-2002 годы, утвержденной кредиторами 1 марта, но и разработала инвестпрограмму на период до 2020 года. Вот это действительно решает проблемы предприятия и открывает перед ним достойную перспективу.
Что касается лицензий. В ноябре 1999 года комиссия по лицензированию Ханты-Мансийского автономного округа выявила целый ряд нарушений со стороны ВНГ, в том числе по таким пунктам, как фактические показатели разработки месторождений, норматив неработающего фонда скважин, утилизация попутного газа, контроль за качеством сточных вод и загрязнением почвы. Основная причина нарушений в том, что в 1993-1994 годах ВНГ лишился оборотных средств и резко сократил объемы эксплуатационного бурения. С тех пор положение выправить не удавалось. Если в 1997 году объем капиталовложений был увеличен более чем на треть, то за 1998 год их освоение вновь упало почти на 40%. У нас по Бахиловскому месторождению пробурено меньше четверти проектного фонда, процент утилизации попутного газа - всего 21,8%, остальное сжигаем!
Окружная власть, учитывая, что условия лицензионных соглашений нарушаются таким образом на протяжении целого ряда лет, увеличила для ВНГ ставку отчислений за пользование недрами (роялти) на 2000 год до максимальной величины 16%. Далее, в конце января мы получили официальное предупреждение окружного комитета природных ресурсов о возможном досрочном прекращении прав на пользование недрами Северо-Варьеганского и Бахиловского лицензионных участков. На эти месторождения приходится 35% добычи предприятия и 83% его вовлеченных, то есть извлекаемых существующим фондом скважин запасов. Кроме того, экологическая обстановка в окрестностях Радужного вызывает серьезную озабоченность у администрации города, которая намерена обратиться в окружные органы власти с просьбой об ужесточении экологического контроля.
Это, безусловно, справедливые требования, и мы должны их выполнять. Мы подсчитали стоимость соответствующих работ по устранению нарушений и по предотвращению ущерба окружающей среде в будущем. В ближайшие три года ВНГ потребуется затратить на эти цели не менее 56 миллионов долларов. В том числе около 20 миллионов долларов - в текущем году сверх существующих плановых затрат. Необходимо ликвидировать не подлежащие ремонту скважины, рекультивировать загрязненные земли, построить газопроводы. Кроме того, для выполнения условий соглашения по утилизации попутного газа месторождений Бахиловской группы предстоит достроить компрессорную станцию, которая к тому же принадлежит не ВНГ, а дочернему предприятию "СИБУРа".
- В прессе прозвучали фактические обвинения в адрес внешнего управляющего в том, что нефть ВНГ реализуется по заниженным ценам и что, продавай вы нефть по рыночной цене, предприятие уже выбралось бы из банкротства.
- Во-первых, внутрироссийскую цену рыночной в полном смысле не назовешь в силу того, что она формируется под воздействием политики интегрированных компаний и балансовых заданий Минтопэнерго. Понятно, что эти факторы играют на понижение цены на устье скважины, и "прыгнуть выше" просто невозможно. Если же сравнить фактические цены реализации нефти добывающими предприятиями Ханты-Мансийского автономного округа, то во второй половине 1999-го - первом квартале 2000 года, по данным окружного комитета по экономической политике, они колебались в пределах от 300 до 1500 рублей за тонну. За этот же период цена реализации ВНГ выросла с 889 до 1502 рублей за тонну. То есть мы достигли верхнего предела цены. Это, отмечу, несмотря на то, что около 70% отгруженной на внутренний рынок нефти было направлено в соответствии с графиками Минтопэнерго на Ангарский и Хабаровский НПЗ. При этом оператор ВНГ должен был придерживаться цен картельного соглашения, подписанного между "СИДАНКО" и Минтопэнерго.
В настоящее время цена ВНГ превышает среднюю по ХМАО примерно на 20%. Причем четкое выполнение покупателями ВНГ обязательств по поставкам на НПЗ в течение всего периода внешнего управления позволило сохранять экспортные квоты предприятия. Другой вопрос, что в связи с проблемой исполнения кредитных обязательств перед МБРР и Минфином РФ мы просили Минтопэнерго и Межведомственную комиссию об увеличении экспортной квоты ВНГ в 2000 году. Однако нам установлен экспортный график исходя из 30% квоты. Фактически, например, в апреле ВНГ удалось прокачать на экспорт 28% добычи, а, для сравнения, по нефтяным компаниям в среднем экспорт составил 38%. Увеличение квоты до, скажем, среднего значения 38% действительно позволило бы ВНГ накопить средства для расчетов и с конкурсными кредиторами.
- Расскажите, пожалуйста, подробнее об инвестиционной программе ВНГ, принятой кредиторами.
- В настоящее время мы начали реализацию программы, которая предусматривает увеличение числа бригад бурения с одной до трех. Эксплуатационное бурение запланировано на четырех месторождениях (Верхне-Колик-Еганском, Северо-Хохряковском, Бахиловском и Сусликовском) и составит за 2000-2002 годы 340,1 тысячи метров проходки пород. Планируется ввести в эксплуатацию 113 скважин. В связи с этим необходимо построить целый ряд объектов инфраструктуры, закупить буровое оборудование и транспортную технику, провести 177 гидроразрывов пластов и другие геолого-технические мероприятия. Кроме того, запланировано окончание строительства системы сбора и утилизации попутного газа по Бахиловской группе. В результате выполнения программы объем добычи нефти в текущем году должен составить 2,6 миллиона тонн, а в 2002 году - 3 миллиона тонн, газа - соответственно 400 миллионов кубометров и более чем 1 миллиард кубометров. Общие капиталовложения за три года составят ориентировочно 76,5 миллиона долларов. В том числе в 2000 году необходимо привлечение 25 миллионов долларов заемных средств.