0
1357
Газета Экономика Интернет-версия

03.06.2000 00:00:00

Уроки новой экономики

Джеффри Сакс

Об авторе: Джеффри Д. Сакс - профессор экономики и директор Центра международного развития Гарвардского университета.

Тэги: экономика


О НОВОЙ экономике яростно спорят годами, и сегодня уже можно сделать кое-какие выводы. Во-первых, новая экономика, основанная на достижениях информационной технологии (ИТ), реальна, и она меняет облик мировой промышленности и сферы услуг, ярчайшим примером чему служит возросшая в США в последние годы производительность. В то же время связанные с новой экономикой оценки фондового рынка нереальны, поскольку отражают скорее спекулятивный бум, нежели основную оценочную стоимость. Третий вывод состоит в том, что, подобно многим другим технологиям, внедрение и распространение информационных технологий зависят не только от сил рынка, но и от правительства. В Соединенных Штатах, рисующих себя оплотом свободного предпринимательства, ИТ-революции способствуют и силы рынка, и согласованная промышленная политика. Остальным странам также необходимо выработать собственные стратегии, направленные на ускорение внедрения новых технологий.

Реальность новой экономики лучше всего проявляется при анализе американских показателей темпов роста экономики и производительности, поскольку в США новая экономика наиболее развита. Вплоть до середины 90-х годов американские экономисты оплакивали "замедление темпов роста" - спад роста производительности, начавшийся в 1970-х годах. Исследования, казалось, подтверждали незначительность влияния компьютерной революции на улучшение производительности. Ученые, изучавшие историю экономики, предупреждали, что новые технологии приведут к действительному улучшению производительности промышленности спустя многие годы (что подтверждалось примером важнейших технологических скачков в прошлом). К середине 1990-х годов эти предсказания оправдались. Рост производительности поднялся с 1,5 примерно до 3% в год. Увеличившиеся темпы роста производительности, в свою очередь, привели к ускорению темпов роста ВВП, которые в 1990-1996 годах составляли примерно 2,5% в год, а начиная с 1997 года превысили 4%.

Оправданный восторг по поводу реальной экономики превратился в неоправданный восторг по поводу стоимости акций ИТ-фирм. Между ростом производительности и прибылями лежит большая дистанция, и этот основной момент во многом игнорируется энтузиастами рынка. Даже в случае значительного ожидаемого выигрыша в производительности большая часть этого выигрыша достанется потребителям в виде снижения цен или рабочим в виде увеличения зарплат по отношению к ценам, а не фирмам в виде увеличения прибылей. Виной тому основной аспект интернет-технологии - простота создания новых фирм и в результате исключительно высокая конкуренция на рынке. Несомненно, самые первые поборники информационной технологии (как, например, электронный продавец книг Amazon.com) имеют преимущество, но это преимущество скорее всего останется весьма скромным, поскольку угроза прихода конкурентов будет сдерживать размер прибыли. В действительности в последние годы Amazon понес убытки, несмотря на увеличение доходов. Недавнее изменение динамики на американском фондовом рынке, быстро распространившееся по всему миру, служит первым проблеском того, что участники рынка начинают считаться с этими основными фактами.

И хотя число ежедневно возникающих новых ".com"-миллиардеров, по всей видимости, резко уменьшится, реальная экономика будет все больше и больше пользоваться преимуществами ИТ. И в выигрыше окажутся не только США и Европа. Экономики Восточной Азии ринулись на захват Интернета, особенно разительным примером тому служат Гонконг, Сингапур, Южная Корея и Тайвань. По последним оценкам, примерно треть всех корейцев сейчас подключены к Интернету, и к концу текущего года эта доля возрастет до двух третей. В Китае уровень подключенности также будет быстро расти; за прошедший год число китайских пользователей Интернета удвоилось с примерно 4 до 8,9 млн., и, похоже, оно еще больше увеличится, после того как в мае начнет работу всекитайский беспроводной интернет-сервис. Сингапур провел серьезную либерализацию телекома, в результате которой затраты на использование Интернета сократятся, а число пользователей возрастет.

Несмотря на то что, согласно оценкам, США и Канада по-прежнему являются главнейшими пользователями Интернета (примерно 140 млн. пользователей по состоянию на март 2000 г.) по сравнению с Европой (83 млн. пользователей), Азиатско-Тихоокеанским регионом (70 млн. пользователей) и далеко отставшими Южной Америкой (10 млн. пользователей) и Африкой (3 млн пользователей), у отстающих есть шанс сократить разрыв, если они прибегнут к правильной политике. Каждое правительство должно осознать, что быстрое внедрение Интернета сильно зависит не только от "свободной рыночной" политики, но и от поддержки государства. В действительности Интернет впервые был создан под патронажем Национального научного фонда в рамках государственного проекта (ARPANET), направленного на подсоединение к единой сети университетов и ученых. С тех пор американское правительство продолжало отчислять миллиарды долларов на проведение исследований и разработок в области ИТ. Одновременно закон об отмене налогообложения Интернета наложил мораторий на взимание налогов со сделок в области электронной коммерции, а закон о средствах телекоммуникации 1996 года обеспечил финансирование и правительственную поддержку подсоединению к Сети школ и публичных библиотек.

Развивающимся странам потребуются свои собственные стратегии, причем скоро. Рыночные реформы, а в особенности ликвидация государственной монополии на телекоммуникации (что позволит частным компаниям свободно вкладывать средства в создание требуемой инфраструктуры) крайне необходимы. Но правительства также должны поощрять создание инфраструктуры, в которой большая часть населения будет иметь постоянный доступ к Сети. Правительственные агентства и государственные учебные заведения должны получить доступ к Сети как можно скорее. Как и в США, налоговая политика должна способствовать переходу к новым технологиям. Учебные планы в школах и университетах следует пересмотреть, с тем чтобы гарантировать подготовку кадров для работы в национальных ИТ-системaх. Для обеспечения жизненно необходимого финансирования самых бедных стран и помощи в преодолении "разделения по цифровому признаку" можно привлечь международные агентства и фонды.

В прошлом году Гарвардский университет и IBM сформировали единую команду для разработки "Руководства по оценке готовности к ИТ", цель которого - бесплатно помочь правительствам и общественности всех развивающихся стран оценить свое место в ИТ-революции и новой экономике. Это руководство содержит некоторые советы по выработке ИТ-стратегии. Его можно бесплатно получить на следующей странице: www.readinessguide.org.

╘ Project Sindycate.

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1782
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1119
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
814
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1099

Другие новости