0
1251
Газета Экономика Интернет-версия

01.06.2000 00:00:00

Чубайс смотрит на Запад

Анатолий Кузовкин

Об авторе: Анатолий Ильич Кузовкин - доктор экономических наук, профессор, зав. лабораторией экономики электроэнергетики Института микроэкономики.

Тэги: РАО, энергетика, Чубайс


Не исключено, что через несколько лет и Чебоксарская ГЭС найдет частного инвестора.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)

ОСНОВНОЙ целью реструктуризации - дробления интегрированных энергокомпаний на независимые генерирующие, сетевые и сбытовые и продажи первых из них частным инвесторам - является, по мнению руководства РАО "ЕЭС России", обеспечение прозрачности и инвестиционной привлекательности компаний для частных инвесторов (прежде всего иностранных). Однако в условиях неплатежей потребителей и неопределенности макроэкономической ситуации в стране энергокомпании могут быть проданы частным инвесторам за бесценок. Так произошло в Казахстане и на Украине.

В конце апреля этого года в Якутске глава РАО "ЕЭС России" Анатолий Чубайс заявил, что реструктуризация РАО может увеличить капитализацию компании с 8 до 60 млрд. долл. (прирост 52 млрд. долл.). Ссылаясь на оценку, высказанную в Лондоне одним из крупнейших акционеров энергокомпании. Чубайс отметил, что для получения необходимых инвестиций (5 млрд. долл. в год) на развитие энергокомпании необходимо увеличить тарифы в 5 раз, что является нереальным для потребителей. "Только частный инвестор, и желательно иностранный, нужен для РАО "ЕЭС России". И чем больше этих инвестиций будет, тем лучше для страны", - заметил Анатолий Чубайс.

Однако проведенные расчеты показывают, что даже при включении в тариф на электроэнергию 5 млрд. долл. ежегодных инвестиций он возрастет лишь в 1,68 раза, а не в 5 раз. При ежегодной потребности в инвестициях в размере 5 млрд. долл. для обеспечения ежегодного ввода мощности на электростанциях в размере 6 млн. кВт и строительства линий электропередачи инвестиционная составляющая в тарифе должна быть равна 0,83 цент/кВт.ч (при ожидаемом объеме электропотребления 600 млрд. кВт-ч в год от электростанций РАО "ЕЭС России" в среднем за период 2003-2005 годов). В 1999 году инвестиционная составляющая в среднем тарифе на электроэнергию составляет около 0,17 цент/кВт.ч, а общий объем инвестиций по РАО "ЕЭС России" составил 28,3 млрд. руб., или 1,16 млрд. долл. (при среднем курсе 24,5 руб./долл. в 1999 году). Следовательно, объем годовых инвестиций должен вырасти более чем в 4 раза. Средний тариф при этом возрастет с 1,1 цент/кВт.ч до 1,75 цент/кВт.ч в 1999 году, т.е. на 59%. Учитывая необходимость получения разумных дивидендов (около 15% прибыли) средний тариф возрастет еще на 0,1 цент/кВт.ч и составит 1,85 цент/кВт.ч, т.е. повысится на 68%.

По оценке заместителя председателя правления РАО "ЕЭС России" Якова Уринсона, для выполнения минимально необходимой инвестиционной программы на период до 2010 года РАО потребуется около 75 млрд. долл., то есть 7-8 млрд. долл. в год, из них 20-30% может быть профинансировано за счет собственных средств РАО, а около 50 млрд. долл. предстоит привлечь с финансовых рынков.

Мы провели оценку возможности заимствований такого масштаба. По данным Госкомстата РФ, в конце 1998 года стоимость основных фондов по отрасли "электроэнергетика" составляла 804,1 млрд. руб., или 39,4 млрд. долл. при курсе рубля 20,4 руб./долл. в декабре 1998 года, установленная мощность всех электростанций - 214,1 млн. кВт, в том числе мощность электростанций РАО "ЕЭС России" - 175,87 млн. кВт (82,2%). АЭС - 21,3 млн. кВт, 17 млн. кВт - ТЭС и ГЭС прочих организаций.

Предполагаем, что стоимость основных фондов приближенно пропорциональна установленной мощности. Тогда стоимость основных фондов РАО "ЕЭС России" составит 82,2% 804,1 млрд. руб., т.е. 660 млрд. руб., или 32,4 млрд. долл. в конце 1998 года. Удельная стоимость основных фондов составила 3755 руб./кВт, или 184 долл./кВт. Следует отметить, что за 1999 год стоимость основных фондов РАО "ЕЭС России" увеличилась незначительно (в пределах 10%), т.е. не превысила 35 млрд. долл. Курс рубля к доллару изменялся в 1999 году пропорционально инфляции. Следует предполагать такое изменение курса рубля и в ближайшие годы. Стоимость основных фондов приближенно будет расти также пропорционально инфляции. Поэтому оценка стоимости основных фондов в долларах будет изменяться незначительно. Необходимо учесть только выбытие и ввод мощностей. По оценкам РАО "ЕЭС России", необходимый ввод мощностей ТЭС и ГЭС до 2005 года должен составить около 14 млн. кВт (плюс 2,8 млн. кВт на АЭС) при потребности в установленной мощности в 2005 году 205,5 млн. кВт (в 1998 году потребность в мощности составляла 206,9 млн. кВт). Следовательно, ввод мощностей до 2005 года необходим лишь для компенсации выбывающих (демонтируемых) мощностей. Стоимость новых основных фондов электростанций и высоковольтных линий (ВЛ) в РАО "ЕЭС России" составит около 800 долл./кВт (в долларах 1999 года), а стоимость выбывающих мощностей - около 184 долл./кВт. Значит, прирост стоимости основных фондов с учетом ввода 14 млн. кВт мощности к концу 2005 года составит (800 - 184) долл. х 4 млн. кВт = 8,6 млрд. долл. Выходит, что к концу 2005 года стоимость основных фондов может возрасти с 32,4 до 41 млрд. долл. В результате продажи объектов электроэнергетики частному инвестору (в том числе иностранному) в размере 5 млрд. долл. ежегодно на фондовых рынках по цене, равной реальной стоимости основных фондов, получим, что за 2001-2005 годы будут проданы энергетические объекты на 25 млрд. долл., т.e. 61% стоимости основных фондов РАО "ЕЭС России" к концу 2005 года, или 77% стоимости основных фондов в 1998 году.

Мы исходим из предположения, что продавать электростанции и АО-энерго по цене ниже стоимости их основных фондов экономически неоправданно. Если продажная цена будет лишь в 1,64 раза ниже стоимости основных фондов, то к 2005 году все имущество РАО "ЕЭС России" будет скуплено. При продажной цене в 3 раза ниже стоимости основных фондов (как это было при приватизации электроэнергетики на Украине) имущество РAO "ЕЭС России" будет скуплено иностранным инвестором за 12 млрд. долл. в течение двух с половиной лет. Если же взять пример Казахстана, где цена "Алматыэнерго" в 1996 году при ее продаже бельгийской компании была почти в 30 раз ниже стоимости основных фондов, то имущество РАО "ЕЭС России" будет скуплено сразу.

Однако продажа всего имущества РАО "ЕЭС России" иностранному инвестору невозможна, так как противоречит Федеральному закону # 74 от 7 мая 1998 года, согласно которому в собственности иностранного инвестора может находиться до 25% всех видов акций РАО "ЕЭС России". Мы не рассматриваем здесь вопрос о подставных российских частных инвесторах, хотя это не исключается. Но тогда иностранный инвестор может купить по реальной цене лишь 25% стоимости основных фондов, т.e. на сумму порядка 9-10 млрд. долл.

Может ли отечественный частный инвестор вложить оставшиеся 40 млрд. долл., которые необходимо приобрести на фондовом рынке до 2010 года по расчетам руководства РАО "ЕЭС России"? Очевидно, нет. Поэтому руководство РАО "ЕЭС России" неоднократно заявляло о необходимости отмены Федерального закона # 74, чтобы снять ограничения для иностранных инвесторов. Но в этом случае государство теряет контроль над жизнеобеспечивающей отраслью экономики. Опыт Казахстана показывает, к каким негативным последствиям это приведет. В Испании, например, в период реформирования электроэнергетики государство владело 75% акций энергокомпании.

Таким образом, иностранные инвесторы могут вложить не более 9-10 млрд. долл. в электроэнергетику. Трудно представить, что иностранные и отечественные частные инвесторы будут покупать акции энергокомпаний по цене, в 5 раз превышающей стоимость приобретаемых основных фондов. Поэтому расчеты на получение 50 млрд. долл. до 2010 года на фондовом рынке путем продажи акций неоправданны.

Остается еще возможность того, что иностранный инвестор, купив акции энергокомпании по реальной стоимости, будет вкладывать инвестиции на ввод новых мощностей, т.е. станет стратегическим инвестором. Здесь, конечно, нужно учитывать ограничение, введенное Федеральным законом # 74. Как показывает опыт бельгийской компании "Трактебель" в Казахстане, иностранный инвестор не выполняет взятые на себя при покупке за бесценок "Алматыэнерго" инвестиционные обязательства.

Иностранные инвесторы имели 22% акций РАО "ЕЭС России" еще в декабре 1996 года, 30,7% - в 1997 году и 33,7 % акций - на 1 ноября 1998 года, однако стратегических инвестиций в развитие энергокомпании не выделяли. Следовательно, иностранные инвесторы приобретали акции для других целей: спекулятивных ожиданий роста курса акций, влияния на общую политику энергокомпании. Привлечение в будущем иностранных акционеров - корпораций, заинтересованных в поставках импортного оборудования, не отвечает интересам развития отечественного энергомашиностроения.

Приобретя собственность АО-энерго, иностранный инвестор будет требовать от регионов значительного роста тарифов на электроэнергию за счет потребителей, чтобы иметь возможность покупать более дорогое импортное энергооборудование, которое требует и более дорогого обслуживания и ремонта.

Есть один надежный источник - собственные средства энергокомпаний, включаемые в тариф на электрическую энергию. Для получения инвестиций в размере 5 млрд. долл. в год тариф на электроэнергию возрастет, по нашим расчетам, на 68% по сравнению с 1999 годом, когда средний тариф составлял 1,1 цент/кВт.ч.

Для снижения нагрузки на потребителей электроэнергии целесообразно предусмотреть отмену налога на прибыль, идущую на инвестиции.

Приведенные расчеты и соображения убеждают, что надежды на значительный приток иностранных инвестиций на выгодных для России условиях несостоятельны.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Номенклатура следующего хозяина Белого дома будет антикитайской

Номенклатура следующего хозяина Белого дома будет антикитайской

Владимир Скосырев

Проводниками внешней политики, вероятно, станут чиновники, считающие  КНР угрозой для США

0
1490
Ни у кого нет полной картины рынка труда. Даже у ЦБ

Ни у кого нет полной картины рынка труда. Даже у ЦБ

Анастасия Башкатова

Центробанк усомнился в данных рекрутинговых компаний

0
1788
Картофель россиянам привезут из дружественных стран

Картофель россиянам привезут из дружественных стран

Ольга Соловьева

Кабмин выделит 30 миллиардов рублей на субсидирование льготных кредитов для аграриев

0
1860
Оправдательных приговоров по-прежнему четверть процента

Оправдательных приговоров по-прежнему четверть процента

Екатерина Трифонова

Обвинительный уклон обусловлен требованием стабильности судебных решений

0
1444

Другие новости