0
2402
Газета Экономика Интернет-версия

26.05.2000 00:00:00

Загадки статистики

Леонид Фридман

Об авторе: Леонид Абрамович Фридман - профессор Института стран Азии и Африки при МГУ.

Тэги: ВБ, статистика


Рисунок Вадима Мисюка

В АПРЕЛЕ Всемирный банк опубликовал статистический ежегодник "Индикаторы мирового развития-2000", содержащий данные о созданном в 1998 году подушевом валовом национальном продукте (ВНП) 138 стран и территорий. Этот показатель, рассчитанный по паритетам покупательной способности (ППС) валют и выраженный в долларах, лучше, чем любой другой отдельно взятый индикатор, отражает сравнительные уровни экономического развития различных стран. Указанный статистический справочник выходит в свет регулярно, и его последнее издание вряд ли заслуживало бы особого внимания российских читателей, если бы не одно обстоятельство. Дело в том, что в августе прошлого года в другом издании Всемирного банка "Отчете о мировом развитии 1999/2000" также были опубликованы данные о подушевом ВНП того же круга стран на тот же 1998 год. И в этом издании величина указанного показателя по России составляла 3950 долл., а всего через 8 месяцев "Индикаторы мирового развития-2000" дают для того же года цифру 6180 долл., т.е. увеличивают прежний показатель по России более чем в полтора раза.

Не слишком искушенный в экономических тонкостях читатель может спросить: а какое все это имеет значение для нас, для нашей повседневной жизни и будущего? Оказывается, очень большое - и для оценки нынешнего положения, и для стратегии на ближайшую перспективу. Что значит увеличить подушевой ВНП в полтора раза? Насколько мне известно, в разрабатываемой для правительства стратегии развития предполагается ежегодный рост этого показателя на 5% на период до 2010 года. Это хороший для России темп роста, и если мы его достигнем, то только через 8,5 года ее подушевой ВНП увеличится в полтора раза. Но если верна последняя цифра, т.е. подушевой ВНП России составлял в 1998 году не 3950, а 6180 долл., то это равнозначно тому, что мы уже прошли путь длиною в 8 лет и начинаем с нового уровня. А значит, и задачи, и возможности у нас другие. Известно, что в 1999 году наш подушевой ВНП увеличился на 3,2%, а в нынешнем году, если сохранится достигнутый за первые 4 месяца темп роста, он может возрасти еще на 4-5%, составив 6600-6700 долл. Если это так, то при ежегодных 5-6% роста ВНП к 2010 году его величина в расчете на душу населения достигнет 11-12 тыс. долл. т.е. приблизится к нынешнему уровню этого показателя в Аргентине или Греции. Ну а если удастся добиться еще более высоких показателей ежегодного прироста ВНП, то в пределах достижимого окажется задача сближения России по уровню развития с некоторыми государствами Южной и Западной Европы, находящимися на нижней границе всей группы развитых стран.

Но все это дело будущего, а пока посмотрим, как меняется положение России в современном мире: если по "старому" показателю ВНП она по уровню развития не отличалась от таких стран, как Перу, Парагвай, Гватемала, а также Болгария и Румыния, то по "новому" индикатору она сближается с Бразилией (6460 долл.) и превосходит Болгарию (4683 долл.) и Румынию (5572 долл.). Наконец, достаточно существенно изменяется и относительное расстояние, разделяющее в мировом экономическом пространстве Россию и США: по "старой" оценке, подушевой ВНП России составлял 13,5%, а по "новой" - уже более 21% величины аналогичного индикатора в США. Конечно, и эта последняя цифра, мягко выражаясь, не слишком высока, но все же она позволяет более объективно оценить итоги развития этих стран на протяжении всего XX века. Дело в том, что, по различным расчетам и оценкам (о точности здесь говорить не приходится), в 1913 году подушевой национальный доход (и ВНП) России в ее нынешних границах составлял от 16-18 до 20-22% (иногда приводились и более высокие цифры) величины аналогичного показателя в США. Если эти цифры близки к действительности, то можно сделать вывод о том, что в конце XX века относительное отставание России от США по уровню экономического развития оказалось примерно таким же, как и в его начале.

Но при этом нельзя забывать, что в нерыночной экономике СССР ВНП включал и огромный сектор ВПК, достигавший, по оценке М.С. Горбачева, 20% его общей величины, и не находившую сбыта промышленную продукцию, и низкокачественные товары, полезность и цену которых трудно сравнить с американскими... При всех необходимых оговорках, можно полагать, в порядке первого приближения, что к концу советского периода относительный разрыв между Россией и США по производству ВНП на душу населения (и в гораздо меньшей степени - по уровню потребления товаров и услуг) несколько сократился по сравнению с 1913 годом. Но достигнуто это было поистине страшной ценой: гибелью миллионов людей, подневольным трудом узников ГУЛАГа, тяготами и лишениями повседневной жизни 30-40-х годов... Любое сопоставление сухих цифр о темпах роста или снижения ВНП без учета их человеческого измерения не может дать правильного представления об относительном уровне экономического развития таких столь непохожих стран, как СССР и США.

До сих пор речь шла о подушевых показателях ВНП России, отражающих относительный уровень ее экономического развития. Не менее важное значение имеет и абсолютная величина ВНП, характеризующая размеры, экономическую мощь той или иной страны. И здесь новые цифры существенно меняют представление о месте России в современном мире. По прежней оценке весь ее ВНП в 1998 году достигал 580 млрд. долл., но она уступала по величине этого показателя не только США, КНР, Японии, Германии, Англии, Франции, Италии, Бразилии, но также Канаде, Мексике и Испании. В то же время, судя по новой оценке ВНП, Россия по своей экономической мощи замыкает первую десятку стран мира. А если к тому же учесть количественные и качественные характеристики ее научно-технического и образовательного потенциала, то общие выводы относительно положения нашей страны в современном мире окажутся несколько более оптимистичными.

В несколько ином свете предстают и экономические возможности правительства России, определяемые размерами федерального бюджета. По многим газетным и журнальным статьям "гуляет" цифра в 20-25 млрд. долл., якобы эквивалентная его рублевой величине. По-видимому, тот, кто первым пустил ее в оборот, переводил цифры российского бюджета в доллары по текущему обменному курсу. Но разве все наши государственные расходы идут на закупку импортных товаров и услуг? Если же исходить из расчета федерального бюджета по ППС валют и "новой" оценки ВНП, то окажется, что, составляя 11-12% его величины, он эквивалентен 100-120 млрд. долл. Конечно, и эта цифра намного ниже аналогичных показателей Германии, Франции и тем более США, но она правильнее отражает реальные возможности Российского государства, его внутренней и внешней политики.

А теперь перейдем к самой важной проблеме: является ли столь значительная переоценка долларового эквивалента ВНП России чем-то исключительным, или такая практика нередко применяется экспертами Всемирного банка. Сделанные мною расчеты показали, что на тот же 1998 год прежние оценки ВНП Аргентины (по ППС) были повышены "разом" на 17%, а Индии - более чем на 20%, тогда как аналогичные цифры по КНР были, напротив, понижены на 23-24%. Отметим в этой связи, что некоторые отечественные и зарубежные исследователи давно уже указывали на явную завышенность "официальных" темпов роста экономики КНР. Будучи на Тайване, я слышал от тамошних экономистов, что их коллеги из КНР в частных беседах вполне соглашались с такой оценкой.

Как видим, операция с повышением прежней оценки российского ВНП отнюдь не является уникальной, хотя сами масштабы этого повышения, возможно, не имеют прецедентов. Что касается возможных методов новых расчетов применительно к России, то к ним может быть отнесено, например, повышение удельного веса теневого сектора в экономике, изменение структуры ВНП в пользу более "благополучных" отраслей, выделение новых товаров - представителей для отдельных групп изделий, изменение методики определения средних цен и т.д. Наконец, эксперты могут руководствоваться тем, что называется здравым смыслом: пока в России продолжался и углублялся кризис, шла "игра на понижение", а когда в 1999-м и начале 2000 года наметился поворот к лучшему, возобладала противоположная тенденция; ведь квалифицированные экономисты, работающие в международных организациях, - всего лишь люди со свойственными им симпатиями и предрассудками... Не сомневаюсь, что споры вокруг действительной величины долларового эквивалента ВНП России будут продолжаться, и вопрос о том, старая или новая цифра ближе к действительности, решается в зависимости не только от базовых статистических данных, но и от экономических и политических предпочтений как самих исследователей, так и потребителей их продукции. Но приведенные выше оценки и расчеты показывают, как опасно делать глобальные выводы об уровне экономическою развития России и ее месте в мире на протяжении всего XX века, руководствуясь цифрами и оценками, нередко подвергающимися столь существенным коррективам. Что же касается автора, то он, руководствуясь опытом, знаниями, а отчасти и интуицией, склонен считать достаточно реалистической "новую", более высокую "долларовую" оценку ВНП России со всеми вытекающими отсюда выводами.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Эрдоган идет на новый срок

Эрдоган идет на новый срок

Геннадий Петров

Волнения в Турции могут стать рубежными в истории страны

0
442
Новые регионы нуждаются в притоке населения

Новые регионы нуждаются в притоке населения

Ольга Соловьева

Объемы производства Большого Донбасса в разы ниже, чем до конфликта

0
513
Госзаказ на цифру стал мощным IT-стимулом

Госзаказ на цифру стал мощным IT-стимулом

Анастасия Башкатова

Строительство и агропром пока не спешат закупать умные решения

0
429
Кризис пенсионных систем угрожает странам Европы и Азии

Кризис пенсионных систем угрожает странам Европы и Азии

Михаил Сергеев

Механизм индексации социальных выплат пожилым нужно изменить, считают депутаты Госдумы

0
514

Другие новости