ПРИНЯТИЕ России в члены Всемирной торговой организации традиционно считается важнейшим условием становления нашей страны в качестве полноправного участника мирового рынка. Переговоры о вступлении продолжаются уже фактически восемь лет - с тех пор как Российская Федерация унаследовала от СССР статус наблюдателя в Генеральном соглашении по тарифам и торговле (ГАТТ). В 1994 году на основе ГАТТ была создана Всемирная торговая организация.
В качественно новый этап переговоры вступили в июле 1995 года, когда в секретариате ВТО в Женеве впервые собралась рабочая группа по присоединению России к ВТО. С тех пор прошло уже десять заседаний группы, однако, как следует из выступлений участников семинара в Государственной Думе "Россия и Всемирная торговая организация", согласие в самых болезненных для России вопросах еще предстоит найти. По заключению экспертов Министерства экономики, до восьмидесяти различных действующих сейчас у нас нормативных актов противоречат международным обязательствам, которые должна будет взять на себя Россия при вступлении в ВТО. В это число входят и законы, и указы президента, и множество различного рода ведомственных подзаконных актов. Таким образом, в подготовке правовой базы для вступления в ВТО должны принять участие все ветви российской власти. Заниматься этим им будет особенно непросто, из-за того что в российском обществе до сих пор не достигнут консенсус в главном - выгодно или нет для России в ее сегодняшнем состоянии присоединение к ВТО, членами которой уже стали 135 государств, а еще 30 ведут переговоры о вступлении.
Преимущества для России от вступления в ВТО связаны с возможностью пользоваться гарантиями, которые дает своим участникам Генеральное соглашение по тарифам и торговле. Российские товары уже нельзя будет подвергать дискриминации на рынках других стран, а в случае возникновения конфликтных ситуаций у России будет доступ к разработанному ВТО механизму решения торговых споров. Сейчас российский экспорт сталкивается на зарубежных рынках с целым рядом барьеров, таких как антидемпинговые процедуры, квотирование, лицензирование и т. д. Снятие этой проблемы позволит российским экспортерам получать дополнительно до 1,5 млрд. долл. ежегодно. Кроме того, как считает руководитель Центра ВНИИВС Юрий Ершов, для России как крупного экспортера энергоресурсов особенно выгодно присоединение к статье 5 ГАТТ, в которой провозглашается свобода транзита. Российский газ, например, пересекает по пути к конечному потребителю до 15 границ.
Однако именно сырьевая ориентация российской экономики таит в себе немалые негативные последствия в результате открытия российских рынков перед иностранными товарами. В соответствии с последними установками ВТО, от России потребуется снижение среднего таможенного тарифа с 12,7 до 7-8% Импорт по-прежнему привлекает российского потребителя - при снижении цен на импортные товары хотя бы на 1% их ввоз увеличивается уже на 2%. Снижение пошлин может привести к росту импорта из стран дальнего зарубежья на 13,9-14,7%, причем с опережением будет расти импорт изделий легкой (26-27%) и пищевой (16,7-19,9%) промышленности. Между тем именно в этих российских отраслях наблюдаются наиболее впечатляющие цифры роста производства за последний год. Таким образом, снятие защитных барьеров может если не подавить полностью, то по крайней мере заметно приостановить экономический рост в России.
Особенно трудный для России вопрос - организация защиты отечественного сельхозпроизводителя. Представители Минсельхозпрода России настаивают на том, что принципы мировой торговли должны быть действительно справедливыми, и Россия вправе обеспечить аграрному сектору своей экономики уровень тарифной защиты, сопоставимый с тем, который применяют наши зарубежные партнеры. Не секрет, что в Канаде, например, действуют фактически запретительные (200%) ввозные пошлины на яйцо, в США - на сахар. В России же средняя импортная пошлина для сельхозпродукции составляет менее 20% - для сравнения в Польше - 590%.
По мнению заместителя председателя комитета Государственной Думы по бюджету и налогам Ашота Егиазаряна, смягчить отрицательные последствия вступления в ВТО, можно, если добиться для России максимально продолжительного переходного периода в тех отраслях, которые особенно чувствительны к увеличению импорта.
Парадоксально, но России выгодно, чтобы руководящие органы ВТО причислили ее к разряду наименее развитых стран. Для последних предусмотрен восьмилетний срок перехода в режим открытой экономики, для развитых же стран он составляет всего два года.
Переговоры с ВТО начались не вчера и окончатся не завтра. Пока у Москвы есть возможность добиваться приемлемых для нас условий торговли на двусторонних переговорах с отдельными странами - членами ВТО. Вступление России в число полноправных членов мирового рынка - слишком серьезный вопрос, чтобы спешить при его решении.