СЕГОДНЯ обеспокоенным президентской административной реформой губернаторам предстоит решать вопросы, связанные отнюдь не с политической, а со своей экономической влиятельностью. Совет Федерации всерьез заинтересовался вопросами реформирования энергетики, волнующими их никак не меньше, чем перспектива усиления центральной власти в регионах. Сегодня этот вопрос рассматривается в узком комитетском составе Совета Федерации, а 7 июня он будет вынесен на пленарное заседание. Для Анатолия Чубайса это может стать настоящим испытанием на бюрократическую прочность, поскольку большинство консервативных губернаторов настроено по отношению к программе реформирования крайне скептически.
Не вполне понятно, сочтут ли уместным авторы программы реструктуризации - руководящие лица РАО "ЕЭС России" - объясниться перед губернаторами. Но даже если это произойдет, главный вопрос - под чьим именно контролем будут проводиться реформы - может стать ясным лишь после 1 июля. К этому сроку проект реструктуризации предполагается вынести на заседание правительства.
Пока же Анатолий Чубайс не устает демонстрировать свое дипломатическое мастерство. К примеру, не так давно на совещании по вопросам реструктуризации РАО "ЕЭС России" у Виктора Христенко выступление главы компании удивило большинство присутствовавших там чиновников. Как утверждают источники "НГ", Чубайс, будучи вроде бы убежденным сторонником радикального реформирования энергетики, неожиданно практически полностью перешел на позицию своих публичных оппонентов из Минтопэнерго. Благо совещание было закрытым, и у иностранных инвесторов, с которыми представители РАО продолжают вести переговоры на предмет продажи им ряда энергообъектов, не появится повода для ненужных волнений.
Впрочем, сами представители Минтопэнерго не склонны излишне оптимистично расценивать внезапные перемены в настроениях Анатолия Чубайса. Слишком уж привлекательным кажется разработанный в РАО реформаторский сценарий для топ-менеджеров компании.
Существующая сегодня структура РАО "ЕЭС России" предполагает обязательное прямое или косвенное участие государства в управлении всей собственностью компании. По Закону "Об акционерных обществах" для совершения крупной сделки, связанной с приобретением или отчуждением имущества на уровне РАО, требуется решение совета директоров или собрания акционеров компании. Аналогичная структура управления воспроизведена и на уровне дочерних предприятий энергомонополии. И хотя в АО-энерго (а именно в их собственности находятся все реальные производственные активы холдинга) представители государства отсутствуют, отчуждение имущества "дочек" третьим лицам найдет отражение и в балансе РАО, то есть за спиной госпредставителей оно в любом случае не пройдет.
Реструктуризация энергохолдинга по сценарию Анатолия Чубайса предполагает создание дополнительного уровня собственников, контроль за деятельностью которых государству окажется недоступен. На практике это будет выглядеть следующим образом. На первом этапе реформирования из состава АО-энерго ("дочек" РАО) будут выведены производственные, сбытовые и сервисные структуры, которые станут 100-процентными "дочками" уже АО-энерго, а к РАО будут относиться уже как к "внучке". Таким образом, все решения о продаже реальных производственных активов ("внучек") сможет принимать всего лишь один человек - генеральный директор АО-энерго. Он же - их главный и единственный собственник.
Такая схема лишь на первый взгляд прозрачного управления впервые была применена на практике отнюдь не Анатолием Чубайсом, а нефтяными генералами. Кто-то из них аргументировал свои действия желанием укрепить структуру компаний. Кто-то ссылался на борьбу с недобросовестными инвесторами-стервятниками, что в принципе не меняло сути происходившего. Наиболее характерный пример такого рода "предприимчивости" преподнесло российскому топливному бизнесу руководство компании ЮКОС. Миноритарные акционеры компании не без досады вспоминают, как осенью 1998 года довольно перспективные месторождения его "дочки" "Томскнефть" решением совета директоров были переданы во вновь образованные акционерные общества. А летом, 1999 года как свидетельствуют эксперты Минтопэнерго, уже без решений со стороны этого органа из бухгалтерского баланса "Томскнефти" исчезли финансовые вложения в ее дочерние структуры, имущество которых было отчуждено третьим лицам.
Кстати, от реального контроля над нынешним председателем правления РАО "ЕЭС России" государство добровольно отказалось еще в прошлом году. Тогда, напомним, в устав компании была внесена поправка, в соответствии с которой глава РАО назначается и отставляется исключительно по решению трех четвертей голосов общего собрания акционеров. При этом доля федеральной собственности в компании едва превышает 52%.
Сомнительно, что глава РАО "ЕЭС России" сможет отказаться от столь привлекательного проекта. Завтра у губернаторов будет неплохой повод поинтересоваться, чем может закончиться это предприятие как для федеральной, так и для региональной власти.