ПЕРЕД Дагестаном стоит задача найти пути выхода из нынешнего состояния социально-политической неустойчивости и экономической неразвитости. Массовая безработица, особенно среди молодежи, низкие доходы многих работающих крайне негативно отражаются на психологии населения, криминогенной ситуации, на социально-политическом климате в целом. Вопрос, однако, в том, какими методами должны решаться задачи перестройки экономики и общества.
В объективно сложившихся условиях, усугубленных последствиями военных действий в республике, финансовая помощь Центра представляется исключительно важным фактором нормализации внутренней обстановки и успешного экономического развития Дагестана. Но нельзя уповать только на помощь. Простое перераспределение бюджетных средств представляет собой ограниченную по своим возможностям меру, а подчас и малоэффективно. Важнее формирование долгосрочных взаимосвязей, обеспечивающих более полную интеграцию Дагестана в российскую экономику на рыночной основе. В самой республике должна получить развитие адекватная рыночная инфраструктура, которая позволила бы добиться экономического подъема и выхода из разряда дотационных.
Отнюдь не новой является мысль о том, что укрепление экономического потенциала и решение социальных проблем во многом будет определяться перспективами развития малого и среднего бизнеса - как в сельских районах, так и в городах. С началом проведения рыночных реформ в Дагестане был провозглашен курс на поддержку малого бизнеса, причем процесс его становления проходил в 90-е годы достаточно динамично: к 1997 году было зарегистрировано около 20 тыс. малых фирм, занятость на которых составила 210 тыс. человек (или четверть экономически активного населения). На одну тысячу жителей в Дагестане приходилось 9,3 предприятия, тогда как в среднем по России - 5,8 при том, что эксперты Министерства экономики России считают оптимальным показатель в 20-25 предприятий.
В конце 90-х годов малый бизнес в республике замедлил темпы развития, но обозначившуюся тенденцию нельзя связывать исключительно с последствиями финансового кризиса 1998 года и развертыванием военных действий сначала в самом Дагестане, а затем и в соседней Чечне. Очевидно, что политика в этой сфере нуждается в серьезной корректировке как на федеральном, так и на региональном уровнях.
Достигнутые в предыдущие годы успехи во многом были связаны с самим фактом разрешения создавать частные предприятия, хотя финансовой, юридической и организационной поддержки оказывалось явно недостаточно. Кроме того, малое предпринимательство концентрировалось в узкой группе отраслей: торговле, сфере услуг, строительстве, традиционных промыслах. Их быстрый рост сейчас едва ли возможен. Таким образом, развитию малого и среднего бизнеса в Дагестане необходимо придать новый импульс, в том числе за счет системы мер, апробированных зарубежным опытом.
Как представляется, одной из причин замедления эволюции малого предпринимательства в республике является слабое развитие кооперационных отношений в рамках самого малого бизнеса, а главное - его изоляция от деятельности крупных коммерческих структур. В Дагестане таких немного, и большинство из них переживает стагнацию. Между тем, как показал опыт совершивших впечатляющий экономический рывок восточноазиатских новых индустриальных стран (Тайваня и Южной Кореи), кооперация малого и среднего бизнеса придает устойчивость экономическому росту, эффективно повышает занятость, смягчает поляризацию в распределении доходов.
Весьма полезным может оказаться опыт тех же Тайваня и Южной Кореи по организации подготовки кадров, созданию широкой сети производственной, ремонтной, сбытовой и потребительской кооперации, организации кредитных кооперативов, а также общественных организаций, объединяющих малые предприятия. Последние, открыто отстаивая свои интересы (упорядочение отношений с административными и правовыми органами, снижение налогов, упрощение кредитования мелких предпринимателей), в немалой степени могли бы способствовать выходу малого бизнеса из "тени".
Отдавая себе отчет в масштабности и глубине проблем, стоящих перед Дагестаном, следует использовать все возможности для достижения позитивных перемен в экономике. Малый бизнес дает республике шанс сделать рыночные реформы выгодными для большинства населения. И важно не упустить его.