ОЖЕСТОЧЕННАЯ до недавнего времени публичная борьба вокруг программы реструктуризации РАО "ЕЭС России", похоже, постепенно переходит в стадию вялотекущего соревнования лоббистов. Пока идет рассмотрение документа правительством (сегодня состоится совещание у вице-премьера Виктора Христенко) и предполагается провести дискуссию на заседании Совета Федерации, план Анатолия Чубайса уже потихоньку реализуется. "НГ" уже писала о тех процессах, которые происходят в "Омскэнерго" и в ряде других компаний.
При этом публично руководство компании продолжает рекламировать разработанную им стратегию реформирования РАО. Так, на днях в Якутии председатель правления энергомонополии Анатолий Чубайс заявил, сославшись на мнение одного из крупнейших акционеров компании (хотя и не назвав его), что в результате реструктуризации компании капитализация РАО "ЕЭС" может возрасти с 8 млрд. долл. до 60 млрд. Правда, при этом Анатолий Чубайс почему-то "обидел" отечественных капиталистов: "Только частный инвестор, и желательно иностранный, нужен для РАО "ЕЭС России", - заявил он.
Вполне возможно, что, делая такие заявления, Анатолий Чубайс прежде всего хотел заинтересовать иностранных портфельных инвесторов, которые в настоящий момент с весьма большим интересом смотрят на акции российских компаний. Именно портфельных - ведь для привлечения стратегических инвесторов руководству компании пришлось бы указать и на прибыльность акций продаваемых в ходе реструктуризации предприятий, и на обилие бартера в расчетах, и на многие другие факторы.
Стремление привлечь хотя бы портфельных инвесторов само по себе неудивительно. Ведь реально улучшить ситуацию в отечественной электроэнергетике необходимо уже в ближайшие пару лет. А привлечение стратегических инвесторов - слишком долгий и кропотливый процесс. Если для восстановления былого величия электроэнергетической отрасли в России, по словам самих же представителей РАО, в ближайшие десять лет необходимо привлечь до 70 млрд. долл., то руководству монополии придется не только лавировать между оппозицией в Минтопэнерго и региональных администрациях, но и учитывать такой фактор, как отсутствие на рынке достаточного объема средств для покупки высвобождаемых Единой энергосистемой активов по приемлемым для руководства РАО ценам.
Впрочем, насколько реален прогноз анонимного крупного акционера и насколько он будет связан именно с реализацией программы реструктуризации компании, может показать уже ближайшее будущее. Дело в том, что акции этой компании являются своеобразным индикатором рынка (их доля в обороте рынка часто достигает 50%) и двигаются, как правило, параллельно и в соответствии с общими тенденциями динамики котировок акций. Необходимы очень сильные (негативные или позитивные) внутрикорпоративные новости, чтобы динамика курса акций РАО оторвалась от общей тенденции котировок в российской торговой системе.
Определяющим для реформаторов РАО может быть именно инвестиционный климат в стране, улучшающийся слишком медленно для успешной реализации планов реструктуризации компании. На днях в редакцию "НГ" попал посвященный планам Анатолия Чубайса текст аналитического обзора, который подготовила еще в начале апреля текущего года для своих клиентов одна из известнейших в мире компаний - "Морган Стэнли Дин Виттер". И хотя аналитики этой компании считают, что преимущества, предлагаемые в ходе реструктуризации, перевешивают недостатки, и стоимость активов, которые останутся в собственности "ЕЭС", может увеличиться в ближайшие несколько лет, очень многие положения программы Чубайса подвергаются весьма серьезной критике. В аннотации к исследованию содержатся два крайне неприятных, в том числе и для иностранных акционеров, пункта: "заявленные цели реформ вряд ли могут оправдать средства" и "акционеры многих энергетических компаний, скорее всего, пострадают от перераспределения активов".
Эксперты "Морган Стэнли Дин Виттер" оспаривают многие утверждения, которые Анатолий Чубайс выдвигал в качестве первопричин необходимого реформирования. По мнению западных экспертов, устранение существующих сейчас перекосов в финансовой и промышленной политике компании (прежде всего за счет устранения бартера в расчетах и сокращения издержек) не требует в обязательном порядке продажи активов энергомонополии, что предлагает нынешнее руководство РАО. "Устранение бартера позволит сделать капитальные затраты более эффективными и достаточными для удовлетворения основной части потребностей в реальных инвестициях", - полагают эксперты. По их мнению, "бартерная премия" завысила большинство статей затрат на 40-60%.
Есть основания полагать, что привлечение иностранных инвесторов к выводимым "в свободное плавание" некоторым объектам генерации может оказаться проблематичным. Дело в том, что та форма рынка электроэнергии, которая будет создана по предложению руководства РАО, не позволяет надеяться на получение достаточных прибылей, чтобы привлечь к российской электрогенерации иностранных инвесторов. Генерирующие компании, которые в ходе реструктуризации предполагается выделить из состава региональных АО-энерго, фактически будут вынуждены конкурировать с тремя монстрами - атомщиками и объединениями ТЭС и ГЭС (два последних станут стопроцентными дочерними компаниями "ЕЭС"). "Неполностью загруженные в настоящее время атомные станции концерна "Росэнергоатом", высокомощные ТЭС и ГЭС будут очень серьезными конкурентами для региональных теплоэлектроцентралей (ТЭЦ), обладающих низкой мощностью. Некоторые из региональных электростанций, возможно, являются конкурентоспособными лишь несколько месяцев в году, когда они производят и тепло, и электроэнергию" - полагают эксперты.
По меньшей мере в двух пунктах программы реструктуризации, по мнению экспертов "Морган Стэнли", могут быть впоследствии ущемлены права миноритарных акционеров. Первый из них - намерение создать стопроцентную федеральную дочернюю компанию в качестве оператора сети передачи энергии и контролера региональных сетевых компаний. При этом региональные энергокомпании, согласно концепции, должны передать свои сети холдинговой компании "ЕЭС" до проведения реструктуризации. Второй пункт - выведение генерации, передачи, поставки и других видов деятельности из региональных компаний путем либо их дробления, либо в результате образования стопроцентных "дочек".
Первый пункт, как считают представители западной компании, делает возможным вариант, при котором некоторые из миноритарных акционеров региональных энергокомпаний останутся с неконкурентоспособным генерирующим оборудованием, сетями поставок, с обремененными обязательствами и почти не имеющими никакой ценности непрофильными и социальными активами. Комментарий ко второму пункту лучше привести в виде цитаты: "Интересно будет посмотреть, какие аргументы сможет предложить головная компания "ЕЭС", чтобы убедить миноритарных акционеров обменять доли участия в АО-энерго на доли большинства в каких-нибудь безнадежных электростанциях или непрофильных компаниях", - пишут эксперты "Морган Стэнли".
В заключении исследования эксперты "Морган Стэнли" все же сообщают своим клиентам, что быстрая продажа ненужных активов может сыграть в развитии энергетики такую же роль, что и приватизация в развитии российской экономики в начале 1990-х годов. Новые предприятия образуют плодотворную почву для действия рыночных сил, "и, возможно, это явится событием, прокладывающим дорогу будущим иностранным прямым инвестициям". Хотя, подчеркивают эксперты, они все еще считают более предпочтительным и солидным такой подход к реформированию отрасли, который не требует перераспределения основных активов.