ЛЮБОЕ государство заинтересовано в состоятельных людях, иначе говоря, в так называемом среднем классе, представители которого предпочитают всем благам жизни стабильность. А последнее время России как раз стабильности и недоставало. Это объясняется, помимо прочего, слабым развитием в стране малого предпринимательства. Если государство хочет стабильности, оно должно малое предпринимательство поощрять.
Казалось бы, бизнес - исключительно частное дело, поле, на котором выявляется личная инициатива. Нет ли противоречия в тезисе о государственном поощрении этой инициативы? По опыту многих стран известно, что малый бизнес в большей мере снижает безработицу с ее трагедией и унижением, чем гигантские корпорации, поскольку он не привязан только к мегаполисам и промышленным центрам. Да и крупные компании эффективнее работают в окружении обслуживающих их мелких и средних предприятий.
В комитет Государственной Думы по экономической политике и предпринимательству поступила Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 2000-2001 годы. В ней речь идет как раз о государственной поддержке этой важной сферы хозяйственной деятельности.
Программа определяет приоритетные для развития малого предпринимательства отрасли: производство импортозамещающих продуктов, аграрно-промышленный комплекс, научно-техническая сфера, строительная индустрия. Программа предлагает законодателям принять ряд законов, без которых малое предпринимательство у нас не развивается и переживает застой.
До сих пор не приняты законодательные документы об обществах взаимного страхования и кредитования, об инновациях, об инвестициях в малом бизнесе, защите прав и законных интересов предпринимателей и потребителей.
Федеральная программа предусматривает развитие новых экономических технологий. Среди них: франчайзинг для малых предприятий, расширение лизинга, механизмы кредитования, современная система финансирования, в том числе основанная на предоставлении гарантий и новых формах сотрудничества с кредитными организациями.
Трудно возражать против предлагаемых правительством мер по научно-методическому, кадровому и информационному обеспечению малых предприятий. Эта область у нас крайне запущена.
Самым важным в документе надо считать то обстоятельство, что программа обещает увеличить к концу 2001 года количество рабочих мест в малом бизнесе до 8,5 млн. Кроме того, если программа будет выполнена, вклад малого предпринимательства в валовой внутренний продукт достигнет внушительной доли - 12%.
Надо сказать, что эта программа не первая из тех, что в разное время правительство направляло в Федеральное собрание. И при всей своей бесспорности она наводит вот на какие размышления.
У всех программ есть общий недостаток, который заставляет сомневаться, что благие намерения их авторов обретут реальность. Дело в том, что федеральная программа не финансировалась на протяжении 1998-1999 годов. Это можно, конечно, объяснить и тем, что программы на эти годы Государственной Думой приняты не были.
Поэтому комитет по экономической политике и предпринимательству дополнил текст постановления Государственной Думы по федеральной программе предложением: внести изменения в Закон "О федеральном бюджете на 2000 год", с тем чтобы выделить финансирование этой программы на текущий год. Кроме того, чтобы наши предприниматели уже ощутили государственную поддержку, следует прибегнуть к введению в действие бюджета развития. Для этого надо в 153-ю статью закона о бюджете текущего года внести поправку, которая позволила бы выделить 10% государственных гарантий правительства на финансирование программы. Что касается бюджета 2001 года, то комитет предлагает это финансирование в нем предусмотреть в соответствии с требованиями программы.
Вместе с тем федеральная программа только укрепит опасную иллюзию, согласно которой все проблемы малого предпринимательства можно решить на бумаге.
Необходимо назвать одну лежащую на поверхности проблему, которая способна отпугнуть любого гражданина от занятий малым предпринимательством. Речь идет о свободе выхода на рынок, которая распространяется на всех инвесторов вне зависимости от масштабов их дел. Сегодня при регистрации предприятия, например, нужно получить "добро" не менее трех десятков расположенных в разных местах инстанций. При этом количество разрешительных документов доходит до 90 наименований. Это озадачивает и переходит все грани, за которыми терпение малых предпринимателей кончается. Неужели трудно воплотить в жизнь принцип "одного окна", чтобы в нем одном человек мог получить либо разрешение, либо внятный отказ? Кому выгодны эти хождения наших граждан "по мукам", гадать не приходится. Между прочим, у нас до сих пор нет закона о регистрации юридических лиц.
Так что не в одной материальной поддержке дело. Малые предприниматели окажутся в безопасности только в случае, если власть действует согласно законам. Это и есть главное условие создания благоприятного предпринимательского климата в стране. А когда хорошо среднему классу, то и всем хорошо.