ЗАКОНЧИВШИЙСЯ на днях публичный спор между газовиками и энергетиками уже в ближайшее время может смениться выяснением отношений уже в нефтяном клубе. Ожидается, что до конца месяца правительство примет постановление, которое призвано решить вопрос о распределении собственности в строящейся в настоящее время Балтийской трубопроводной системе. Первый скандал на эту тему разразился примерно год назад, когда теперь уже экс-глава "Транснефти" Дмитрий Савельев заявил исправно платящим инвестиционные поборы нефтяникам, что скидываются они на 100-процентную госсобственность, которая впоследствии может быть частично распродана. За этим последовал судебный иск сразу трех нефтяных компаний - "ЛУКОЙЛа", ТНК и "Сибнефти", а затем и отставка самого Савельева. Позже был достигнут устный компромисс государства с нефтяниками, по которому в федеральной собственности должно остаться 50% плюс одна акция еще не построенной трубы.
Теперь же, по версии источника "НГ" в "Транснефти", правительство готово снова поменять условия. Вариант с 50% уже не рассматривается, а государство готовится к тому, чтобы сохранить за собой 75% акций "или даже больше", уточняет источник. Это может серьезно разочаровать российских нефтяников, инвестировавших средства на иных условиях
Какую форму могут принять протесты инвесторов, не вполне понятно. Опрошенные "НГ" компании пока, похоже, отказываются верить в эту крайне неприятную для них версию. Однако то, что протестные акции неизбежны, очевидно уже сейчас.
Из этого, правда, не следует, что президент "Транснефти" Семен Вайншток истратит весь кредит доверия лояльных к нему компаний. К примеру, уже сейчас можно предположить, что "ЛУКОЙЛ", откуда пришел нынешний руководитель транспортной монополии, будет выражать свои протесты не слишком громко. Причиной тому может стать первая крупная удача Вайнштока - давно обещанный трубопровод в обход Чечни уже открылся для приема азербайджанской нефти, которую из всех российских компаний пока имеет возможность добывать лишь один "ЛУКОЙЛ".
Правда, пока Баку не очень-то стремится воспользоваться надежностью обновленного транзитного пути. В апреле Азербайджан поставил "Транснефти" лишь 60 тыс. тонн сырья - а этого не хватит даже на загрузку одного танкера - против обещанных почти 200 тысяч. Альтернатива азербайджанскому сырью есть на противоположном берегу Каспия - в Казахстане, где абсолютное лидерство среди российских нефтяников также принадлежит "ЛУКОЙЛу". На днях "Транснефть" и казахстанская сторона подписали протокол о взаимной заинтересованности в использовании участка трубопровода вокруг Чечни. В компании ожидают, что задекларированные намерения могут перерасти в реальный договор уже к концу апреля. Как раз к этому времени "Транснефть" предполагает закончить строительство ветки до Махачкалы, что сделает вариант транспортировки казахстанской нефти по российским трубам технически возможным. Как много каспийского сырья попадет в российскую систему, пока не вполне понятно, однако его объем может оказаться в прямо пропорциональной зависимости от рейтинга доверия Вайнштоку со стороны российских компаний.