"ВЗАИМОСВЯЗЬ социальной политики и экономического развития в России обсуждается уже как минимум десять лет и не без потерь для населения", с сожалением отметил первый проректор Государственного университета - Высшей школы экономики Лев Якобсон.
В начале 90-х годов приоритетным направлением для России было создание рыночной структуры, в результате чего должен был начаться бурный экономический рост. И только в последнюю очередь предполагалось заняться формированием социальной политики. Как известно, бурного экономического роста не наблюдается до сих пор. По мнению Льва Якобсона, и социальная политика по-настоящему осмысленной пока не стала.
Как отметил Якобсон, проблема сегодня состоит в том, что невозможно раздельно решать экономические и социальные вопросы. Так, занятость это социальная проблема. Но при этом занятость такова, каковы условия функционирования предприятий. Естественно, необходимо заниматься всем одновременно, в комплексе.
Как известно, сегодня в России сложилась уникальная ситуация, которой давно не было, и, по мнению Льва Якобсона, есть опасность, что она не скоро повторится - власть поддержана населением. Важно не упустить этот шанс и проводить открытую честную политику, основанную на реалистичном понимании ситуации.
Анализируя эту ситуацию, Лев Якобсон заметил, что прошедший год был неожиданно успешным, и те, кто строил мрачные прогнозы, ошиблись. Но сформировавшиеся условия экономического роста сами собой не гарантируют долговременного успешного развития. Как известно, толчком к росту было повышение цен на нефть и импортозамещение после дефолта. В силу этих обстоятельств возникла возможность роста, но она реализовалась на базе собственного потенциала отечественного производства. По мнению Якобсона, продолжение роста мыслимо, но он вряд ли будет очень быстрым в ближайшее время.
Как известно, МВФ прогнозирует России на нынешний год 1,5% роста. Собственные прогнозы России на 2001-2002 годы оптимистичнее - около 5%. Андрей Илларионов говорит о вдвое более высоких темпах, но при радикальном сокращении госрасходов. Это, как заметил Лев Якобсон, было бы желательно, но технически невозможно в короткие сроки и означает лишь, что многие из болезненных социальных проблем в близкой перспективе решить будет невозможно.
Российское законодательство формально содержит достаточно высокий уровень социальной защищенности граждан. Это касается, в частности, их прав в случае потери работы. По закону нечего бояться безработицы. На самом деле сегодня в России доля безработных (по методологии МОТ) составляет 12% экономически активного населения. Из них пособия получают лишь 1,1%. Сложилась система гарантий, которые не реализуются - безработица во всех регионах, не выплачивают детские пособия, задерживают зарплату. По мнению Льва Якобсона, изменить эту ситуацию за счет простого бюджетного перераспределения в короткие сроки не удастся.
Как отметил Якобсон, честная политика власти начинается с признания проблем, которые являются значимыми и в скором времени решены быть не могут. Более того, попытки их форсированного решения могут просто заблокировать экономический рост. Там, где существуют очаги роста, в принципе все социально благополучно, но если пытаться форсированно решать социальные проблемы, то надо средства брать в одних регионах и перебрасывать в другие. Российский закон предусматривает такую возможность, но используется она недостаточно.
Сегодня доля накоплений в ВВП России в 1,5 раза меньше, чем в развитых странах. И это не потому, что очень много идет на потребление, а потому, что весьма значительно бегство капитала - порядка 20 млрд. долл. в год. По мнению Льва Якобсона, для накоплений сегодня надо создать условия. При этом возможен радикальный подход: сокращать все социальные программы подряд, надеясь на то, что люди сами справятся с ситуацией.
В странах Восточной Европы с началом рыночных реформ меры, подобные которым в России проводило правительство Гайдара, привели к позитивным результатам. Население этих стран сохранило навыки и кое-какую инфраструктуру рыночной самоорганизации. Все это было утрачено российским обществом за многие десятилетия централизованной экономики.
Как заявил Лев Якобсон, простое и непосредственное форсированное ограничение социальных программ может иметь непредсказуемые последствия, по крайней мере в короткой перспективе. А это, в свою очередь, подорвет доверие населения к реформам.