На сегодняшней пресс-конференции министру РФ по атомной энергии Евгению Адамову (справа)
придется убеждать журналистов в необоснованности критики, появившейся в последнее время на страницах СМИ. Фото Андрея Никольского (НГ-фото) |
- БОРИС ВАСИЛЬЕВИЧ, в последнее время в прессе появляются сообщения о плачевном техническом состоянии российских атомных станций, что весьма серьезным образом сказывается на уровне безопасности отечественных АЭС. Насколько эти обвинения соответствуют реальному состоянию отечественных атомных станций?
- Прежде всего хотелось бы сказать, что техническое обеспечение ядерной безопасности - это процесс инерционный. Нельзя получить изменения в показателях уровня безопасности быстро, особенно в лучшую сторону. Все изменения накапливаются постепенно. Годами. И проявляются далеко не сразу. Поэтому комментировать технические показатели стабильности работы станций в политическом аспекте, как это делают некоторые критики нынешнего министра, просто некорректно.
С этой точки зрения и критическая оценка качества работы министра Российской Федерации по атомной энергии Адамова со стороны некоторых СМИ с использованием технических показателей работы АЭС не обоснована. Все работы по обеспечению безопасности деятельности АЭС России ведутся в объеме и в соответствии с имеющимися нормативными документами, а улучшение показателей, зафиксированное нами по итогам 1999 года, иллюстрирует качество этих работ.
- Хотелось бы более детально остановиться на вопросах безопасности. Как строится работа в отрасли, для того чтобы защитить систему от сбоев?
- За те десять лет, в течение которых я занимаюсь вопросами обеспечения безопасной эксплуатации АЭС, в отрасли сформировался отлаженный коллектив специалистов-профессионалов, работающих в концерне и на атомных станциях, которые ежедневно обеспечивают слаженную работу сложнейших систем. Техническая политика строится таким образом, чтобы ни одно из нарушений, даже самое незначительное, не осталось незамеченным и непроанализированным. Ведется постоянный контроль за состоянием систем безопасности энергоблоков. Если, к примеру, срабатывает аварийная защита, это вовсе не означает, что на станции произошла какая-то авария. Это своего рода предупредительный сигнал. Системы защиты осуществляют жесткий контроль за всеми показателями работы атомной станции, общее число которых приближается к пятнадцати тысячам, и на отклонение любого из них от нормы система аварийной защиты реагирует самым решительным образом - происходит остановка энергоблока. Безопасность атомных электростанций должна быть обеспечена на 100%. В противном случае безопасность считается неудовлетворительной, что само по себе недопустимо.
- А кто контролирует работу АЭС и каков, по оценкам проверяющих, уровень безопасности наших атомных станций?
- Контроль за безопасностью АЭС осуществляет Госатомнадзор. Его требования жесткие, но мы их стараемся выполнять, потому что в противном случае не будет выдана лицензия на эксплуатацию атомной электростанции. И жесткость этих требований не дает нам возможности расслабиться. Ведь не зря на сегодняшний день российские атомные станции соответствуют самым жестким международным стандартам. Такое заключение неоднократно давали, в том числе и различные иностранные организации, занимающиеся в рамках международных программ контролем за уровнем безопасности работы атомных станций в России.