Через пять лет все остановочные пункты электричек Московской железной дороги будут оборудованы
турникетами. Фото Артема Чернова ("НГ-фото") |
ТАРИФЫ на пригородные перевозки в этом сезоне не повысятся". Об этом заявил начальник Московской железной дороги (МЖД) Геннадий Фадеев. Не исключено, что сделать подобное заявление начальнику МЖД позволило внедрение новых технологий по предупреждению безбилетного проезда. Напомним, что в настоящее время эта технология внедрена на Киевском, Рижском и Савеловском вокзалах Москвы.
1 апреля уже на четвертом столичном вокзале введена турникетная система, основанная на автоматизированной системе оплаты, контроля и учета проезда в поездах пригородного сообщения. Как отметил Геннадий Фадеев, в первый же день ее ввода в эксплуатацию количество проданных билетов на Горьковском направлении возросло в 3,5 раза, а выручка увеличилась в 2,1 раза по сравнению с 27 марта 2000 г. К началу летних перевозок турникетными линиями автоматизированного контроля доступа на пригородные платформы будут оснащены все московские вокзалы. К концу этого года такие системы появятся еще на 20 пересадочных пунктах московского железнодорожного узла - в точках соприкосновения с метрополитеном, с наибольшими пассажиропотоками. Закончить установку турникетной системы на всех остановочных пунктах Московской железной дороги планируется в течение пяти лет.
Предполагается, что в будущем турникеты смогут контролировать не только вход, но и выход пассажиров. Это позволит отслеживать, до какой станции был взят билет, и в случае, если он действителен только на менее коротком участке железной дороги, турникет не пропустит хитреца на выход. Вводится турникетный контроль не только против безбилетников. Оно позволит уточнить временные и количественные характеристики пассажиропотоков и усовершенствовать расписание электропоездов.
Очевидно, что принятие столь жестких мер руководством МЖД вызвано в первую очередь тем, что, по предварительным оценкам, в первом квартале 2000 года убытки Московской железной дороги от пригородных перевозок составили около 1 млрд. руб. Из этой суммы регионы, через которые проходят линии Московской железной дороги, компенсировали лишь 18%, или 181 млн. руб. Дорога рассчитывает получить в качестве компенсации от администрации регионов в текущем году около 1,2 млрд. руб., что составит лишь 33% всего объема убытков.
Напомним, что в 1999 году убытки от пригородных перевозок составили 2,4 млрд. руб., из них администрации регионов компенсировали лишь 400 млн. руб., или 17%.
С введением новой технологии льготники и обладатели "сезонок" будут также получать магнитные карты для турникетов. В связи с этим увеличено количество пригородных касс на всех вокзалах, причем теперь они будут работать круглосуточно. Но бывает и так, что, купив магнитную карту и пройдя на перрон, пассажир все же опаздывает на электричку. В этом случае, как заявил Геннадий Фадеев, пассажир сможет выйти обратно и к нужному времени вернуться на платформу, поскольку магнитные карты действуют в течение 45 минут.
Геннадий Фадеев также сообщил, что Московская железная дорога планирует на собственных мощностях пополнять подвижной состав в пригородном сообщении. Он отметил, что эксплуатационные мощности МЖД способны справиться с этой задачей "не хуже Демиховского машиностроительного завода (Орехово-Зуево), у которого в настоящее время Московская дорога покупает электропоезда". Предварительные оценки показали, что стоимость производства электричек Московской железной дороги будет вдвое ниже и не превысит 20 млн. руб. за электропоезд, тогда как нынешняя цена аналогичной продукции Демиховского завода - 42-43 млн. руб. По мнению Геннадия Фадеева, электропоезда, построенные на МЖД, по эксплуатационным характеристикам и срокам службы не будут уступать подмосковным.
Руководство МЖД, учитывая опыт прошлого года, когда в летний период фактически в два раза возрос пассажиропоток в южные регионы, нынче введет новые маршруты пассажирских и пригородных поездов. Для организации пассажирских перевозок в летний период текущего года МЖД предполагает задействовать 2979 пассажирских вагонов, что на 55 больше, чем в прошлом году.
В первом квартале текущего года пассажирооборот Московской железной дороги увеличился на 10,4% по сравнению с аналогичным периодом 1999 года и составил 7,4 млрд. пассажиро-километров, что на 4,4% больше плана. Количество обслуженных пассажиров увеличилось на 28,4% и составило 92 млн. 658 тыс. человек, в том числе в пригородном сообщении рост составил 7,3%, а в дальнем - 30,4%.
Несмотря на возросший пассажиропоток и пока существующие убытки от пассажирских перевозок, начальник МЖД Геннадий Фадеев уверен, что сегодня нет необходимости увеличивать действующую зонную оплату, которая составляет 2 руб. При этом пока будут сохраняться и существующие льготы на проезд, хотя договоренности о их компенсации с новым губернатором Московской области Борисом Громовым по-прежнему нет.