Долги бюджета оборонной промышленности ставят под реальную угрозу само существование ВПК. |
"Военно-промышленный комплекс - не нахлебник, а локомотив. И не только в экономическом, но и прежде всего в политическом смысле. ВПК - необходимое условие существования великой страны. И - в России - условие консолидации общества". Эта цитата взята не из выступления какого-нибудь "столпа" оборонной промышленности, как можно было бы подумать. Слова эти принадлежат... доктору философских наук Леониду Ионину (см. "НГ" от 15 марта 2000 г.). То есть проблемы российского военно-промышленного комплекса стали уже предметом философского анализа. Факт сам по себе примечательный. Еще большую актуальность и конкретность этой теме придают сведения, обнародованные на днях первым вице-президентом Лиги содействия оборонным предприятиям Алексеем Шулуновым.
"Правительство не рассчиталось с нами за выполненный оборонный заказ еще по долгам 1996 года, - заявил в беседе с корреспондентом "НГ" Алексей Николаевич. - Остались долги по 1997 году. Оборонный заказ 1998 года был профинансирован всего на 9%. В 1999 году мы перевыполнили доходную часть бюджета на 90 миллиардов рублей, а рассчитались по оборонному заказу всего на 60%. На 1 января 2000 года долги отечественному ВПК составили сумму большую, чем весь бюджет этого года по оборонному заказу. За первый квартал нынешнего года нам должны были выплатить 11 миллиардов рублей. Выплатили на сегодняшний день только 150 миллионов. Неудивительно, что, в свою очередь, у нас накопились громадные кредиторские задолженности. Одному Пенсионному фонду мы задолжали 10 миллиардов. На предприятия и организации ВПК начислено пеней и штрафов 20 миллиардов. В результате создается положение искусственного банкротства для десятков предприятий".
По мнению Шулунова, надо установить совершенно четкие правила игры, одинаковые как для конкретных предприятий, так и для правительства. В противном случае через 3-4 года российский ВПК будет необратимо разрушен. "Если говорить о новейших технологиях, - подчеркивает Алексей Шулунов, - мы еще способны сегодня производить современные изделия. Завтра мы уже не сможем это сделать. Но вместо того чтобы предпринять экстренные меры по исправлению ситуации, у нас строится супербюрократическая система, которая просто неспособна работать эффективно".
Можно по-разному относиться к политическим взглядам депутата Государственной Думы, председателя движения "В поддержку армии, оборонной промышленности и военной науки" Виктора Илюхина, но, пожалуй, нельзя не согласиться с фактами, которые он привел недавно на пресс-конференции в редакции газеты "Аргументы и факты": "Несмотря на неоднократные обещания и заверения правительства РФ, положение дел в военно-промышленном комплексе не улучшается, а наоборот, резко отягощается. Более того, нарастают опасные тенденции открытого подчинения оборонного комплекса России иностранными фирмами, подчинения его для наращивания мощи зарубежных армий. Российское оружие стремительно вытесняется из стран арабского мира, Ближнего Востока, Индии. Одновременно оно утрачивает и внутренний рынок".
Тот же Алексей Шулунов как бы в подтверждение сказанного привел поразительный пример из собственной практики. Возглавляемый им Центральный научно-исследовательский радиотехнический институт подписал контракт с Индией 31 января 1999 года, а разрешение на выполнение этого контракта было получено... 7 февраля 2000 года. 13 месяцев оформлялось разрешение! Стоит ли удивляться, что научно-технические рынки в Индии все больше захватываются Италией, США, Израилем, Германией, Англией?
Совсем недавно правительство РФ внесло в Госдуму законопроект по изменению ряда положений федерального бюджета на 2000 год. В нем, в частности, ставится вопрос о переводе защищенных статей расходов федерального бюджета, по которым финансируется оборонный заказ, в ранг обычных статей. Фактически это значит, что ВПК будет финансироваться по остаточному принципу, не в полном объеме и в самую последнюю очередь. Нетрудно спрогнозировать, что в результате постоянного сокращения финансирования объем перспективных научных исследований и опытно-конструкторских работ, и так минимальный (в СССР расходы на НИОКР достигали лишь 1,5%), приблизится к нулевой отметке. Износ же основных средств производства на предприятиях ВПК достигает уже более 80%. Для сравнения: международный концерн АББ тратит на научно-исследовательские работы до 10% прибыли (ежегодно - до 2 млрд. долл. на НИОКР, в которых занято 17 тыс. специалистов).
Необходимость реструктуризации ВПК сегодня назрела, но делают это иногда почему-то наобум, без просчитывания последствий. Пример тому - события, вот уже несколько лет разворачивающиеся на АО "Пермские моторы", чья продукция имеет стратегическое значение для ВПК России.
О потенциальной роли "Пермских моторов" на мировом и отечественном рынке можно судить хотя бы по тому, что в ближайшие двадцать лет объем авиаперевозок в мире, по оценкам экспертов, будет ежегодно расти на 5%, а пассажиры станут тратить на авиабилеты не менее 1 трлн. долл. ежегодно. К 2020 году число пассажирских лайнеров в мире удвоится и достигнет 20 тыс. В свою очередь, авиакомпаниям покупка новых самолетов обойдется в 1,38 трлн. долл. Вопрос для российских производителей стоит ребром: на какую долю этого рынка мы можем претендовать? Сегодня АО "Пермские моторы" в очень непростом положении. Часть пакета его акций передана иностранной корпорации "Пратт-Уитни" "благодаря" финансово-промышленной группе Владимира Потанина "Интеррос".
По информации Виктора Илюхина, в прошлом году правоохранительные органы Перми выявили и пресекли попытку передачи комплекта технической и технологической документации на авиадвигатель ПС-90А фирме "Интеррос-авиа". Потери от утраты прав предприятия на двигатель могли составить от 800 млн. до миллиарда долларов. "Как предательство российских интересов мы рассматриваем длительную волокиту в сертификации отечественного двигателя ПС-90А, что неизбежно приводит к закупке нашими авиапредприятиями не отечественных, а зарубежных моторов", - заявил Виктор Илюхин на упомянутой выше пресс-конференции.
Тем не менее надежда на то, что уже в ближайшее время ситуация с "Пермскими моторами" изменится к лучшему, есть.
Выступая на специальном совещании в Перми, вице-премьер Илья Клебанов отметил, что ОАО "Газпром" представило очень серьезную программу модернизации газоперекачивающих станций, основную роль в реализации которой должны играть "Пермские моторы". "Газпром" готов купить не одну тысячу турбин, - заявил Клебанов. - Это на самом деле инвестиционная заявка". И это - серьезный государственный подход к решению серьезной государственной проблемы.
Самые неотложные действия в складывающейся ситуации, по мнению Алексея Шулунова, должны быть следующие: неукоснительное выполнение закона о бюджете на 2000 год в части финансирования ВПК и обеспечения в последующем надежности и гарантий оплаты военного заказа. Кроме того, необходимо уже сейчас начать прорабатывать вопрос о создании Министерства оборонной промышленности для организации и ведения всех дел в ВПК. В ближайшее время несколько депутатов Государственной Думы РФ планируют выступить с инициативой образования Комитета по оборонной промышленности. Все эти действия могли бы способствовать созданию минимально необходимых условий для поддержания ВПК. В противном случае нам грозит безвозвратная потеря крупнейшей и нужнейшей для нашей страны отрасли.