СЛЕГКА пообжившись в своих новых кабинетах, депутаты Государственной Думы постепенно приступают к законотворческой деятельности. К середине марта у них наконец дошли руки до законов, входящих в так называемый пакет МВФ. В нем поправки к трем законам: "О банках и банковской деятельности", "О несостоятельности кредитных организаций" и "О Центральном банке (Банке России)". На состоявшемся на днях заседании банковского комитета нижней палаты парламента эти поправки были одобрены и представлены к рассмотрению на пленарном заседании Думы 29 марта.
Впрочем, прежде чем это случилось, главе комитета Александру Шохину пришлось провести своеобразный ликбез: он подробно объяснил своим коллегам процедуру прохождения законопроектов через парламент. Дело в том, что еще не все новоиспеченные депутаты уяснили себе систему, по которой функционирует Дума, и задавали порой "детские" вопросы.
Собственно говоря, даже если большинство думцев примут пожелания членов комитета и проголосуют за поправки в первом чтении, дальше вокруг них может развернуться серьезная борьба. Основные разногласия вызывают дополнения к Закону "О несостоятельности кредитных организаций". Две противостоящие группы обозначились достаточно четко: это давние соперники - Центробанк, с одной стороны, и банкиры - с другой.
Центробанк настоял на том, чтобы в законе появилась норма о признании банка банкротом в том случае, если уровень достаточности капитала падает ниже 2%. Ряд депутатов, тесно связанных с некоторыми банками, полагают, что подобная практика приведет к "арифметическому банкротству" - банк по обязательствам платит, хотя его капитал и снизился до минимума. "При таких показателях банки уже не живут. Я не знаю ни одного случая, когда банк, дошедший до подобного состояния, "вылезал". Обычно 6-8% - это предел, после которого пути назад уже практически нет, - комментирует зампред ЦБ Владимир Горюнов. - А если кредиторы не предъявляют к нему претензий, то это означает лишь то, что с ними удалось пока договориться об отсрочке выплат. Но, когда придет время расплачиваться, платить все равно будет нечем".
Однако в результате работы над поправками банкиры предложили своеобразный "размен" - они соглашаются с установлением нормы 2%, а за это Центробанк идет на существенное самоограничение. Его суть сводится к тому, что ЦБ должен будет объявлять об изменении норм расчета состояния банков за 5 месяцев и новые правила будут действовать не менее одного календарного года безо всяких изменений.
На первый взгляд эти взаимные уступки могут показаться явно неравноценными. Падение достаточности до уровня 2% - ситуация чисто гипотетическая, как пояснил в кулуарах один из членов комитета. А вот ЦБ, казалось бы, теряет реальные рычаги воздействия на ситуацию - в случае, скажем, нового кризиса ограничения не позволят ему быстро реагировать на происходящие процессы.
Но, во-первых, в поправке речь идет только о провиденциальных нормах, а не об инструментах денежно-кредитной политики. Во-вторых, возможно, что это правило применят лишь к тем банкам, которые пострадают от изменения норм расчета (т.е. те, у которых до изменения капитал был больше, чем 2%, а после него стал меньше). А в-третьих, ничто не мешает Центробанку просто провалить эти поправки (в Думе или на следующих этапах законотворческой лестницы), если что-то пойдет не так, как планировалось.