СУЩЕСТВУЕТ вероятность, что российскому правительству не удастся сделать второй квартал 2000 года с точки зрения исполнения федерального бюджета таким же удачным, каким был первый. О возможных проблемах на днях заявил первый вице-премьер России Михаил Касьянов.
Если в первом квартале правительство не только смогло воздержаться от помощи кредитов ЦБ, но и начало возвращение его прошлогодних кредитов, то уже в апреле-мае положение может измениться. Дело в том, что второй квартал по уровню бюджетных расходов значительно превышает первый. Одной из причин является традиционный сезонный фактор. Однако есть и другая, специфическая для сегодняшней России причина - необходимость выплат по внешним долгам. Только в виде купонных платежей по внешним облигационным займам Минфин во втором квартале должен заплатить около 400 млн. долл. и 67,5 млрд. итальянских лир. И это не говоря о других необходимых платежах. При этом надо учитывать и тот факт, что во втором квартале начнут сокращаться дополнительные доходы бюджета, получаемые Россией за счет высоких цен на нефть.
Насколько сильным окажется суммарное негативное влияние всех этих факторов, сказать точно пока нельзя. Возможно, негатив будет частично компенсирован и положительными явлениями - рекордный рост промышленного производства, зафиксированный в России по итогам января-февраля (13%), позволяет на это надеяться. Однако правительство решило все-таки подстраховаться и вновь продекларировало заинтересованность в возобновлении кредитования по линии МВФ и Всемирного банка. Получение этих денег тем более важно, что кредиты международных финансовых организаций уже заложены в бюджет 2000 года и поступление в Россию финансовой помощи помогло бы правительству сделать необходимый финансовый маневр.
Однако для того, чтобы эти мировые финансовые организации вновь начали благосклонно относиться к России, правительству, видимо, придется подготовить в ближайшее время программу структурной политики, которая смогла бы удовлетворить кредиторов. По всей видимости, источником дополнительных средств для правительства вновь послужат естественные монополии. Во всяком случае, первый вице-премьер Михаил Касьянов прямо поставил задачу повышения доходов бюджета за счет налогов, собираемых именно с этих структур.
Проблемы правительства только вторым кварталом, судя по всему, не ограничиваются. Как полагают эксперты Института проблем переходного периода, в ближайшие семь лет России придется выплачивать не менее 8 млрд. долл. внешнего долга (при условии, что с Парижским клубом и МВФ будут достигнуты такие же договоренности, как и с Лондонским клубом кредиторов).
Положительные итоги деятельности правительства в прошлом году пока позволяют надеяться, что кабинету министров нынче удастся избежать обострения экономических проблем. На вторничном заседании коллегии Минфина Михаил Касьянов вновь назвал цифры (рост промышленного производства на 8,1%, ВВП - на 3,2%), характеризующие успешные итоги 1999 года. Эти результаты Касьянов связывает прежде всего с деятельностью правительства, а не с высокими ценами на нефть. Главным достижением он назвал стабилизацию жизненного уровня населения. Выступавший позднее министр экономики Андрей Шаповальянц отметил начало роста реальных доходов населения в четвертом квартале 1999 года, но признал, что даже для возвращения к докризисному уровню жизни необходим рост российской экономики на 6-7% в течение трех лет.
Говоря о получении дополнительных доходов в 1999 году, Касьянов особо отметил Министерство по налогам и сборам, благодаря деятельности которого удалось добиться значительного повышения собираемости налогов. По словам Касьянова, сейчас в России достигнут уровень налоговых поступлений, сравнимый с показателями некоторых промышленно развитых стран Европы.
Михаил Касьянов также рассказал о некоторых инициативах правительства в области налоговой политики: предполагается отменить ряд мелких налогов, таких, как налог на горюче-смазочные материалы и приобретение автотранспорта, на операции с ценными бумагами, сбор на нужды образовательных учреждений и на использование в рекламных целях наименований "Россия" и "Российская Федерация". По мнению министра, вступление в силу второй части Налогового кодекса приведет к уменьшению нагрузки на налогоплательщиков в течение первого года на 8-10%, а на второй год - на 13-15%, но все это при условии 100-процентной собираемости налогов, так что ощутят послабление только законопослушные.
Намерение правительства стимулировать экономическую активность граждан и предприятий путем снижения налогов заслуживает, конечно, всяческой поддержки. Однако трудно поверить в реальность и эффективность подобных мер, когда под вопросом стоит само исполнение бюджета этого года.