ТЕХНОЛОГИЯ избрания чиновников, которым надлежит представлять интересы государства в органах управления крупных российских компаний, обрастает новыми деталями. До сих пор вопрос о том, кто будет представлять интересы власти в естественных монополиях и на предприятиях с долей федеральной собственности, решался в большинстве случаев кулуарно. Складывается впечатление, что всех подробностей этого процесса зачастую не знали даже сами чиновники Мингосимущества, являющегося формальным держателем госпакетов акций. Однако на днях этому был положен конец - теперь процесс выдвижения госпредставителей регламентирован постановлением правительства.
С этого момента подбор кандидатов в госпредставители становится похож на настоящие первичные выборы. Только в роли избирателей в данном случае будут выступать не частные акционеры компаний, а представители отраслевых министерств и Мингосимущества, которые обязаны согласовывать друг с другом свои позиции. Причем за отраслевыми ведомствами фактически закрепляется право вето, поскольку без их согласия Мингосимущество не может рекомендовать госкандидатов к утверждению на собраниях акционеров, а проще говоря, голосовать за них.
Подобная схема согласования утверждена для 167 акционерных обществ самых разных отраслей. В правительственный список вошли "Газпром", РАО "ЕЭС России", "Транснефть", "Роснефть", "Славнефть", ОНАКО, "ЛУКОЙЛ", "Аэрофлот", "Связьинвест", "АЛРОСА", "Иркутскэнерго", ОРТ, "Росгосстрах" и др.
Кстати, по мнению представителей Мингосимущества, новый принцип управления федеральной собственностью по большому счету делает ненужными коллегии госпредставителей в естественных монополиях. На самом деле уже сейчас они сохранились разве что в "Транснефти", тогда как в РАО "ЕЭС России" и "Газпроме" о них благополучно забыли еще несколько лет назад.
Правда, похоже, что постановление правительства слегка запоздало. В большинстве крупных компаний, к примеру, в "Газпроме" и РАО "ЕЭС России" список кандидатов в советы директоров уже составлен. Кстати, возможно, благодаря этому перечень претендентов в совет единой энергомонополии получился вполне приемлемый для Анатолия Чубайса. Из его непримиримых оппонентов в нем, пожалуй, присутствует только замглавы Минтопэнерго Виктор Кудрявый, тогда как бывший глава "Тюменьэнерго", видимо, покинул совет директоров РАО "ЕЭС России" раз и навсегда. Между тем по уставу компании представитель Минтопэнерго, не владеющий акциями РАО, не может даже вносить вопросы в повестку заседания совета директоров.
Намного меньше повезло Рему Вяхиреву. Нынешний глава Минтопэнерго Виктор Калюжный, значащийся сейчас в списке претендентов на кресло в совете директоров компании, получил неплохой шанс на исполнение своей давней мечты - увидеть "Газпром" изнутри. Очевидно, министерство, руководствуясь постановлением правительства, приложит весь свой дар корпоративного убеждения, чтобы заставить Мингосимущество проголосовать за избрание в директорский корпус своего шефа, если он, конечно, сохранит министерский пост после президентских выборов.
В принципе директивное принуждение министерств к диалогу сейчас может оказаться как нельзя кстати. Ни для кого уже не секрет, что активы многих добывающих предприятий, входящих в госкомпании, скупаются частниками, а затем выводятся в офшоры, в то время как управляющие государственной собственностью или не знают о происходящем, или, что случается значительно чаще, сами являются его инициаторами. Очевидно, что осуществлять это при лояльных госпредставителях куда как проще. Если так пойдет и дальше, в ближайшее время от собственности в естественных монополиях у государства могут остаться лишь их офисные здания.