В ПРЕДДВЕРИИ очередного саммита стран-членов ОПЕК, который состоится 27 марта в Вене, крупнейшие мировые потребители и экспортеры нефти проводят интенсивные двусторонние встречи. Основная тема неформальных разговоров - достигнуть согласия по стабилизации цены на нефть, ставшую угрожающе дорогой. Так, дважды в течение февраля в Осло наведывался американский министр энергетики Билл Ричардсон, совершивший также челночные поездки по странам Ближнего Востока. Тем не менее он не добился от своей норвежской коллеги Марит Аристад обещания о принятии решения по увеличению нефтедобычи. Заокеанскому гостю пришлось удовлетвориться тем, что в Осло ему пообещали тщательно проанализировать сложившуюся ситуацию. Как известно, Норвегия является крупнейшим на Западе экспортером, поставляя на рынок более 3 млн. баррелей нефти в сутки. В течение минувшего года не участвующая в картеле ОПЕК скандинавская страна добровольно поддержала его и постепенно снизила свой продажный объем на 200 тыс. баррелей.
Сегодня Осло также не желает оставаться в стороне, подтверждая это конкретными инициативами. Министр Марит Аристад использовала официальный визит своего монарха Харальда V в Париж для проведения там 1-2 марта переговоров с французским и мексиканским коллегами. Главы энергетических ведомств "неприсоединившихся стран" - Мексика также не входит в ОПЕК - обменялись мнениями о перспективах и последствиях повышения объема добываемой нефти. Мексиканский министр Луиз Теллез специально прилетел во французскую столицу по пути в Лондон. В четверг он встречался там с главами энергетических ведомств Саудовской Аравии и Венесуэлы. Несмотря на распространяемые сведения о якобы достигнутой договоренности между ведущими членами нефтяного картеля во главе с Саудовской Аравией увеличить добычу, Теллез не подтвердил этого. Хотя никто из ведущей тройки нефтяных держав, имеющих большое влияние на страны-производители, не отрицает потребности в изменении положения на мировом рынке, брать на себя какую-либо инициативу также ни у кого нет желания. Не секрет, что высокая цена предпочтительнее. Министр Али аль-Наими из Саудовской Аравии подтвердил в четверг отсутствие конкретных планов в отношении срока и объема роста добычи. Судя по нежеланию Марит Аристад комментировать в Париже слухи о частичном послаблении политики сокращенной добычи, можно сделать следующий вывод - Норвегия решила выждать до 27 марта. Осло, как правило, вынужден выступать заодно со странами ОПЕК, а те, в свою очередь, считаются с позицией Норвегии.
Финансовые и политические круги Запада, да и других регионов мира обеспокоены сегодня непомерно высокой стоимостью нефти, достигающей отметки в 30 долл. за баррель. За последние 10 лет эта цена считается рекордной. Тревожным является тот факт, что стоимость с начала года резко возросла на 50% буквально в течение считанных дней. И хотя с прошлой недели цены на нефть начали резко снижаться, ни промышленность, ни сектор услуг индустриально развитых стран не имеют даже малейшей возможности провести соответствующие операции по сбалансированию негативных последствий значительного удорожания углеводородных энергоносителей. О серьезности сложившейся ситуации говорит и то, что громче всех забили тревогу в США, крупнейшем в мире потребителе и владельце складских запасов жидкого топлива. Необходимо подчеркнуть два фактора, отрицательно влияющих на экономику Запада при высоких ценах на нефть, - инфляция в результате удорожания продукции в энергоемких производствах с последующей потерей конкурентоспособности и увеличение затрат на транспортировку. К этому следует добавить рост расходов для конечного потребителя на услуги в коммунальном секторе. Как бы то ни было, но решение об увеличении добычи нефти 27 марта, видимо, все-таки последует. ОПЕК уже объявила об увеличении добычи до одного миллиона баррелей в день. И если такие крупные экспортеры, как Норвегия, присоединятся к этому решению, падение цены на нефть может быть весьма существенным. Не случайно наиболее пессимистически настроенные эксперты не исключают такого варианта развития, когда цена на нефть упадет до 18 долл. за баррель.
Осло