Несмотря на эффект девальвации, россияне по-прежнему предпочитают импортную технику. Фото Дениса Тамаровского (НГ-фото) |
КАЖЕТСЯ, что августовский кризис 1998 года превращается из определяющего фактора экономической жизни страны в достояние истории. По крайней мере нынешнюю ситуацию в российской промышленности уже нельзя полностью списать на его последствия.
За последние год-полтора при рассказе о деятельности того или иного российского предприятия довольно регулярно можно было слышать описания того, как "лежавшее на боку" предприятие после августовского дефолта смогло вздохнуть свободнее, а его продукция, прежде лежавшая на складах, стала пользоваться спросом. Эффект импортозамещения едва ли не всеми экспертами признается одним из основных факторов оживления российского производства в прошлом году. По данным Министерства торговли, в 1999 году стоимость импорта в Россию уменьшилась на 30%, а его физический объем - на 13%. Падение прежде всего в цене, а не в объеме объясняется переориентацией фирм-импортеров на закупку более дешевых товаров. Некоторые изменения произошли и в структуре импорта. Сократилась доля машин и оборудования (с 35 до 32%). Выросла доля продовольствия и сельскохозяйственного сырья (соответственно 25 и 27%).
Однако данные за год в целом не отражают последних тенденций. С сентября начался рост импорта в стоимостном выражении. Это связано в первую очередь с частичным восстановлением покупательской способности населения. По прогнозам Министерства торговли РФ, тенденция сохранится, и в 2000 году импорт увеличится на 6% и составит 33 млрд. долл.
Итак, ослабевшие на время тиски импорта вновь сжимаются? Не упускает ли российская промышленность шанс воспользоваться открывавшимися перед ней благоприятными перспективами? По мнению специалистов Центра экономической конъюнктуры при правительстве России, пока нет оснований для пессимизма, так как сохраняются достаточно низкие темпы роста импорта. Кроме того, у правительства есть возможность регулировать структуру импорта, вводя таможенные преграды на пути тех товаров, которые вполне возможно производить внутри страны. Такая политика уже проводится применительно к некоторым видам продовольствия. Например, еще в 1998 году была введена 74-процентная пошлина на ввоз сахара, которая привела к резкому сокращению импорта этого продукта. С другой стороны, дифференцированная таможенная политика позволяет поощрять ввоз комплектующих и оборудования, необходимых для технического и технологического перевооружения российской промышленности. Однако тут есть и другая сторона - способствуя развитию одних отраслей, российское правительство может нанести ущерб другим.
Как заявил недавно вице-премьер Виктор Христенко, произошло скорее импортовытеснение, чем импортозамещение. Разница здесь не только лингвистическая. В условиях резкого падения покупательской способности населения некоторые секторы рынка, ориентированные прежде всего на импорт, просто свернулись, на других российские товары взяли некоторый реванш. Однако как только правительство стало возвращать долги пенсионерам и бюджетникам, проводить индексации, так вновь фактор качества стал играть свою важную роль наряду с фактором цены. В тех секторах потребительского рынка, где цены на отечественную и зарубежную продукцию оказались сопоставимыми, покупатель вновь стал отдавать предпочтение импорту.
Для того чтобы начать устойчивый, а не конъюнктурный рост, российским предприятиям нужно выйти на рынок с конкурентоспособной продукцией. Различные отрасли по-разному отреагировали на те возможности, которые представились им в результате девальвации рубля. Там, где еще до кризиса появились определенные точки роста, подъем оказался наиболее заметным. Положительными примерами могут служить автомобильная или некоторые подотрасли пищевой промышленности (пивоварение), которые довольно надежно защищены от иностранных конкурентов низким курсом рубля. Гораздо меньше повезло телевизионной промышленности - с середины 90-х годов она находится в глубоком кризисе.
Учитывая низкую конкурентоспособность многих отраслей российской промышленности, можно думать, что восстановление импорта на докризисном уровне будет означать для них закрытие благоприятного "окна возможностей". Главное препятствие на пути качественного экономического роста в России остается прежним - недостаток инвестиций. К сожалению, правительство пока не продемонстрировало своей способности решить эту проблему.